Энергетики Октябрьской: от первых участков с электрической тягой до технологий, обеспечивающих современное высокоскоростное сообщение
День энергетика как профессиональный праздник был учреждён 55 лет назад – 22 декабря 1966 года, в память о принятии в 1920 году плана Государственной электрификации России, разработанного под руководством государственного деятеля Глеба Кржижановского.
Первый шаг по железным дорогам нашей страны электрификация сделала в 1924 году. Этому предшествовал большой проектный труд, и уже спустя два года постоянное напряжение 1,2 кВ появилось на 19-километровом участке Баку – Сураханы. Затем электропоезда пошли от Москвы до Мытищ. План электрификации этого направления был разработан в 1924 году, а работы ввиду их специфичности – использования тока высокого напряжения 1,5 кВ, начались только в 1927-м, но уже через два года участок торжественно открыли.
На Октябрьской железной дороге электрификация началась с участка Ленинград – Лигово – Ораниенбаум в 1931 году. 5 марта 1933-го было открыто движение по первой очереди элекрифицированного участка Ленинград – Лигово, а через полгода – Ленинград – Петергоф. И уже через два года электропоезда курсировали на всём участке Ленинград-Балтийский – Ораниенбаум. Чуть позже, во второй половине 1930-х, энергетики Октябрьской покорили северные широты: электрифицировали участок Кандалакша – Мурманск.
Значительный ущерб хозяйству электрообеспечения нанесла Великая Отечественная война – линии электропередачи и контактной сети в некоторых точках полигона ОЖД проходили за линией фронта и были частично уничтожены. Энергетики, чьи судьбы были связаны с железной дорогой в такие трагичные и сложные для страны времена, сделали всё для того, чтобы их дело жило и развивалось после войны.
В начале 1950-х годов был дан старт электрификации линии Ленинград – Москва. В 1950-м открылся участок Москва – Крюково, в 1953-м – Москва – Клин. В тот же период особое внимание на ОЖД уделялось переводу на электрическую тягу пригородного движения: ударными темпами электрифицировали участки Ленинград – Зеленогорск (1951 год), Ленинград – Сестрорецк – Белоостров (1952 год), Ленинград – Павловск (1953 год). В течение следующих нескольких лет было электрифицировано ещё девять участков, среди которых Ленинград – Мельничный Ручей, Павловск – Вырица – Посёлок, Ленинград – Гатчина-Варшавская, Сосново – Приозерск.
Одним из самых сложных и наукоёмких проектов стало продолжение электрификации Северного направления. Например, в 1957 году на 56-километровом участке Мурманск – Комсомольск была введена электрическая тяга на постоянном токе с напряжением 3000 В, а после – на участке Оленья – Мончегорск (1966 год) и линии Кандалакша – Лоухи (1973 год).
А в 1978 году, когда контактная сеть потянулась от Выборга до финской границы, открылся первый электрифицированный железнодорожный переход с Финляндией.
Для того чтобы минимизировать эксплуатационные расходы и снизить себестоимость перевозок, было решено осваивать технологию применения переменного тока. В 1999 году электрифицируют участок Кошта – Бабаево протяжённостью более 110 км. Эта технология применялась и в северных регионах. Например, в 2001 году на переменный ток был переведён участок Лоухи – Мурманск, и особенно примечательно то, что на время работ по переводу вида тока движение поездов на участке не останавливалось.
Особое место в истории ОЖД заняло появление скоростного пассажирского сообщения. Электрификация главного хода Октябрьской была завершена в 1962 году. Последним участком, получившим электрическую тягу, стал Малая Вишера – Калинин (Тверь). Для обеспечения новых скоростей на всём протяжении линии Ленинград – Москва был смонтирован второй контактный провод и отрегулирована контактная подвеска, на всех тяговых подстанциях стабилизировано напряжение в понижающих трансформаторах. Для повышения безопасности движения наладили чёткую и бесперебойную работу поездной радиосвязи. Кроме того, были изменены схемы локомотивной сигнализации, на станциях введён контроль скорости проследования поездов жёлтым огнём светофора. Благодаря слаженным действиям разных структурных подразделений ОЖД в 1963 году, начиная с ввода летнего графика движения поездов, максимальные скорости пассажирского подвижного состава достигли 160 км/ч, а в 1965 году впервые был назначен дневной экспресс «Аврора», маршрутная скорость которого – 130 км/ч.
В начале 2000-х началась активная электрификация припортовых линий – сперва на участках Волковская – Новый Порт и Цветочная – Автово, а в 2006 году электрическая тяга пришла в Высоцк. В 2017 году, в ходе строительства порта Усть-Луга, контактной сетью был оборудован участок Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга.
|