105 лет назад, 16 ноября 1916 года, завершилось строительство Мурманской железной дороги, самой северной магистрали России.
Возводилась она в два этапа. Первым в 1914–1915 годах стала укладка пути для Олонецкой железной дороги, в то время находившейся в частных руках, – от станции Званка (ныне Волховстрой) до Петрозаводска. Уже в декабре 1914-го начались подготовительные работы по строительству линии Петрозаводск – Романов-на-Мурмане (так тогда назывался Мурманск). На её сооружение деньги были выделены из государственной казны. Строительство было вызвано началом Первой мировой войны, а связь России с союзниками была к тому времени прервана по причине захвата врагом наших портов на Балтике, а порт Архангельск замерзал на полгода.
В своей монографии «Магистраль к океану» доктор исторических наук, профессор ПГУПСа Александр Голубев отмечает, что начальником строительного управления будущей дороги был назначен выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения, известный в России строитель-железнодорожник Владимир Горячковский.
Возведение новой линии велось в сложных климатических и рельефных условиях Севера и Заполярья, через скалы, реки и болота. При этом в основном использовался ручной труд строителей (как военнопленных, так и вольнонаёмных, в том числе иностранцев, большей частью – китайцев). В разные периоды строителей было от 150 до 185 тыс. человек.
Укладка линии проводилось на трёх участках: Петрозаводск – Сорока (ныне Беломорск), Сорока – Кандалакша, Кандалакша – Романов-на-Мурмане. Первым был введён в эксплуатацию участок до Сороки, и в порт стали поступать от союзников военные грузы и продовольствие.
Вскоре, несмотря на все сложности строительства Мурманской дороги, уже через полгода после его начала, 3 ноября (16 по новому стилю) 1916 года на перегоне Амбарный – Боярская (Между Кемью и Лоухами) в стыке последнего рельсового звена был забит «серебряный» костыль. На этом месте установили памятный знак, который пассажирам отлично видно из окон поездов, идущих в столицу Заполярья.
Через некоторое время в состав Мурманской дороги была включена и Олонецкая. Таким образом, Санкт-Петербург получил выход в порты Белого и Баренцева морей.
Фронтовой эта линия была и в годы Гражданской, и Великой Отечественной войн. Уже летом 1941-го вражеская авиация стала наносить массированные бомбовые удары по важным объектам дороги, которая к тому времени называлась Кировской. Но даже в этих смертельных условиях железнодорожники продолжали трудиться на своих постах. Специальные восстановительные подразделения сразу после авианалётов приводили в порядок разрушенную инфраструктуру. Поскольку уже в сентябре 1941-го воевавшие на стороне Германии финские войска перерезали Кировскую железную дорогу на нескольких участках от Свири до Масельгской, то потребовалось достроить незавершённую к тому времени линию Сорокская – Обозерская, и по ней пошли доставленные в Мурманск по ленд-лизу из союзных тогда с нами Америки и Англии военная техника и продовольствие.
Сразу же после освобождения в 1944-м Карелии, Мурманской и Ленинградской областей, по территории которых проходила Кировская дорога, началось её активное восстановление, и уже вскоре по ней пошли поезда с мирными грузами и пассажирами.
В 1959-м, в связи с преобразованием Карело-Финской ССР в Карельскую автономную социалистическую республику, Кировская дорога вошла в состав Октябрьской и поныне является её главным северным ходом.
|