Подготовка инфраструктуры Витебского вокзала к приёму части поездов с Ладожского в перспективе позволит ему освоить растущие пассажиропотоки на этом направлении
В декабре 2022 года город планирует закрыть на ремонт станцию метрополитена «Ладожская». Таким образом, транспортная доступность Ладожского вокзала значительно снизится. В связи с этим на Октябрьской дороге рассматривается перевод части дальних пассажирских и пригородных поездов на другие вокзалы Санкт-Петербурга.
«Закрытие станции метро заставляет нас думать о переносе части движения на другие вокзалы города, чтобы не потерять пассажира, – говорит начальник службы технической политики Октябрьской железной дороги Роман Химач. – Если сохранить весь объём движения на Ладожском, предлагая пассажиру добираться наземным транспортом, то, с учётом объёмов пассажиропотока, значительно возрастёт нагрузка на улично-дорожную сеть. Сегодня здесь ежесуточно принимают и отправляют более 30 пар только пригородных поездов, а общий поездопоток – это 32 пригородных поезда, 25 – дальнего сообщения, и 18 поездов дальнего сообщения по определённым датам, и часть этого движения уместно перенести на другие вокзалы города».
В качестве принимающей стороны для «ладожских» поездов рассматривались два вокзала – Финляндский и Витебский. Специалистами Октябрьской дирекции управления движением совместно с перевозчиками и Октябрьской региональной службой развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре детально рассмотрены варианты размещения части пассажирских поездов с Ладожского вокзала на Витебский. Так, к существующим размерам движения дополнительно можно перевести шесть пар пассажирских поездов северного направления (№ 11/12 Петрозаводск – Санкт-Петербург, 13/14 (73/74) Новокузнецк (Тюмень) – Санкт-Петербург, 123/124 (191/192) Киров (Челябинск) – Санкт-Петербург, 131/132 (145/146) Ижевск (Челябинск) – Санкт-Петербург, 609/610 Сонково – Санкт-Петербург, 677/678 Великие Луки – Санкт-Петербург).
Однако на сегодняшний день несколько путей станции Санкт-Петербург-Витебский неэлектрифицированы, и при существующих условиях (без дополнительной электрификации) протяжённость маршрута для поездов от Волховстроя-2 до Санкт-Петербург-Витебского через Пороги – Чудово Московское – Тосно – Новолисино составит 231,9 км, при этом на станции Тосно будет смена тяги – с электровоза на тепловоз. Время в пути следования поездов по этому варианту увеличится относительно того, как если бы они отправлялись/прибывали на Ладожский вокзал, максимально до 3 часов 18 минут для отдельных поездов и в среднем составит около 2 часов.
Также для некоторых поездов потребуется ввод в оборот дополнительного состава. Согласно предварительной оценке и связанными с этим экономическими расчётами в условиях отсутствия электрификации перевозчик АО «ФПК» подтвердил перевод из шести пар поездов только трёх пар, при этом две пары – это поезда формирования других филиалов, так что потребуется их отдельное согласование на изменение расписания.
При электрификации станции Санкт-Петербург-Витебский и следовании пассажирских поездов северного направления через Мгу – Пустыньку – Тосно – Новолисино (в сравнении с маршрутом без электрификации через Пороги – Чудово Московское – Тосно – Новолисино со сменой тяги по станции Тосно) протяжённость маршрута сократится на 73,9 км и составит 158 км. Таким образом, увеличение времени в пути сократится до максимального 1 часа 9 минут и в среднем увеличение времени составит 35 минут. Также предложенные точки прибытия и отправления поездов сохраняют количество составов в обороте пассажирских поездов (т.е. не требуются дополнительные составы).
«Также отмечу, что электрификация станции Санкт-Петербург-Витебский даст возможность разгрузить станции Санкт-Петербург-Главный и Санкт-Петербург-Ладожский в периоды массовых перевозок и назначать дополнительные поезда, а также в условиях развития скоростного движения между Санкт-Петербургом и Москвой – перспективный запуск 18 пар поездов «Сапсан» – Санкт-Петербург-Витебский может стать станцией отправления и прибытия поездов прочего дальнего и пригородного сообщения», – пояснил Роман Химач.
Сегодня пропускная способность 1, 3, 7 и 9-го перронных путей позволяет обеспечить бесперебойную обработку 74 пар пригородных пассажирских поездов, что на 10 пар больше, чем заложено в графике 2021 года. Для технологической обработки дополнительного количества пар вновь назначаемых пригородных пассажирских к 2025 году потребуется электрификация ещё одного, 5-го, приёмо-отправочного пути (операции по приёму, отправлению, посадки, высадки пассажиров и обеспечению минимального времени оборота электропоезда не менее 10 минут).
Действительно, по данным АО «ИЭРТ», уже в 2025 году на станции Санкт-Петербург-Витебский планируется приём-отправление 109 пар пассажирских поездов, из которых 7 пар – пассажирские дальнего следования, 64 – пассажирские пригородного сообщения и 38 пар вновь назначаемых пригородных пассажирских поездов. А уже к 2030 году объёмы движения увеличатся до 117 пар пассажирских поездов, из которых изменится количество до 46 пар вновь назначаемых пригородных пассажирских поездов. Для осуществления обработки вновь назначаемых потребуется электрификация ещё и 6-го приёмо-отправочного пути.
Таким образом, электрификация станции Санкт-Петербург-Витебский даст возможность отклонения части пассажиропотока с Ладожского вокзала на Витебский. Обновлённая инфраструктура позволит осуществлять безболезненное перераспределение пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения в случае проведения работ по ремонту или реконструкции других объектов ОАО «РЖД». Также в дальнейшем электрификация может быть использована при назначении дополнительных поездов дальнего следования, ключевым для которых является следование на электротяге.
Рассмотрев все возможные варианты по электрификации 2, 4, 5 и 6-го путей станции, наиболее предпочтительной является электрификация путей № 5 и № 6, имеющих достаточное междупутье для установки опор контактной сети. К тому же этот вариант потребует в два раза меньшей длины контактной сети – 1400 м вместо 2517 м, чем при электрификации путей № 2 и № 4. В дальнейшем же эти пути будут использоваться для приёма и отправления пригородных поездов, при увеличении размеров движения, так как они расположены в единой группе с существующими четырьмя электрифицированными путями.
|