Итальянский подарок

30.07.2021 | 19:23 

Музей ЖД России  СсМ — 14 

Музейная коллекция электровозов пополнится новым экспонатом

В прошлую пятницу, 23 июля, специалисты Музея железных дорог России приступили к восстановительным работам промышленного электровоза, выпущенного итальянским машиностроительным заводом «Савильяно», который специализировался на постройке железнодорожного тягового подвижного состава. Завершить восстановление планируется до конца нынешнего года, и сразу после окончания работ электровоз займёт место в экспозиции музея.

Электровоз музею передал Магнитогорский металлургический комбинат, на котором эксплуатировались эти машины. В 1932 году СССР заказал 26 четырёхосных электровозов в Италии. Спустя год машины, серия которых получила обозначение «В», поступили на комбинат, где обслуживали линию протяжённостью около 9 км: добытую железную руду с помощью кранов грузили в полувагоны, и электровозы вывозили эти поезда на само предприятие. Они могут тянуть состав общим весом 660 тонн с максимальной рабочей ско­ростью 50 км/ч. Кстати, в отличие от отечественных магист­ральных машин, у которых кабины установлены по бокам, у «Савильяно» кабина находится в центре с двумя низкими капотами по бокам. Такое устройство машины улучшает обзор, а у машиниста появляется возможность не переходить из кабины в кабину при смене направления движения: так на сокращении операций экономится время.

Отметим, что итальянский электровоз был незаменимым помощником при работе на ещё не обустроен­ной инфраструктуре, ведь в то время электрификация железных дорог и предприятий только стартовала: кабельная лебёдка позволяла ему на 300 м выезжать за пределы контактной сети. Несколько таких электровозов серии «В» до сих пор работает на путях Магнитогорского металлургического комбината и являются старейшими эксплуатируемыми электровозами в бывшем СССР, и вероятно, во всём мире.

В музейные мастерские этот «Савильяно» прибыл в разобранном виде: кузов, тележки, токоприёмник, главные резервуары и другие детали – всё по отдельности. Первым делом специалисты музея поставили машину на путь, вернув кузов на тележки, затем очистили всё это от грязи и многолетних наслоений краски, применив пескоструйную обработку поверхности. «Абразивный материал сбивает всё наносное, что мягче металла, затем оставшееся вручную счищается металлическими щётками», – поясняет старший научный сотрудник сектора техники Музея железных дорог России Андрей Калёнов.

Было принято решение, что восстановительными работами займётся подрядная организация. Техническое задание составляли сотрудники сектора техники музея, они же курируют ход работ. «Поскольку электровоз несколько раз проходил ремонт с заменой узлов, мы решили воссоздать не тот вид, который он имел, будучи только построенным, а середины 2000-х годов, когда его исключили из эксплуатации», – отметил Андрей.

Следующий этап восстановления – установка всех узов электровоза, финальным станет его окрашивание. Как отмечает Калёнов, в ходе работ возникло множество непредвиденных обстоятельств, ввиду которых приходится немного корректи­ровать технологию. «Мы стараемся максимально сохранить итальянскую стальную обшивку, но после очистки кузова песком выяснилось, что масштаб сквозной коррозии металла намного больше, чем предполагалось. Самый простой способ – вырезать поражённые места и вварить заплаты, но в кабине под слоем металлической обшивки обнаружилась ещё и деревянная, поэтому то, как пройдут сварочные работы, пока неясно – есть риск возгорания. Альтернатива сварке есть – шпаклевать, однако это хуже с точки зрения прочности материа­ла. Поэтому по каждому конкретному месту принимается своё уникальное решение», – добавил Анд­рей.

«Новый экспонат дополнит комплекс, рассказывающий о начале электрификации железных дорог СССР. В экспозиции нашего музея уже находится промышленный электровоз ГЭТ № 4 1930-х годов и вагон электросекции СВ 1024, построенный в 1932 году, оба отечественного производства. Здесь же можно видеть грузовой магистральный электровоз ССМ 14, построенный в СССР в 1933 году, из коллекции Центрального музея железнодорожного транспорта», – рассказал директор Музея железных дорог России Владимир Одинцов.

В этом году экспозицию пополнят 11 объектов, которые сейчас на восстановлении, при этом три из них – это новые особо ценные экспонаты, которые ранее в музее представлены не были.

Итальянский подарок
Итальянский подарок
Гудок • https://gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 10
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2025, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика