Давненько мы не «прогуливались» по железной дороге. От станции Клин мы прямиком перемещаемся на вторую, по значимости, станцию в Клинском районе. Станция Решетниково открыта в 1851 году в одноимённом, поначалу малонаселённом пункте в пределах Московской губернии, через который в середине XIX века пролегла Петербурго-Московская железная дорога. Это самая северная станция Николаевской железной дороги в пределах Московской области.

1. Вокзал на станции Решетниково, 1864 год, фото Иосиф Казимирович Гофферт
Одно из первых упоминаний о населённом пункте Решетниково датируется 1767 годом в Планах Генерального межевания Клинского уезда от 1766—1770 г.
Долгое время эти места считались «медвежьим углом» – нетронутые человеком леса, богатые птицей, зверем, грибами и ягодами. Название близлежащему посёлку дала фамилия человека, произошедшая от прозвища: решето – решеть – Решетников. Отчество от именования отца по профессии: решетник – ремесленник, изготовляющий решета (не решётки!). В давние времена на субботней ярмарке в Завидово решета, изготовленные местными мастерами пользовались особым спросом покупателей.
Мы помним, что Николаевская железная дорога строилась как единый ансамбль, полностью симметричным, разделяясь пополам в Бологое, эти две половины дороги тоже разделялись пополам Тверью и Малой Вишерой, где были построены станции I класса. Между ними были построены 4 станции II класса: Любань, Окуловка, Спирово и Клин. Решетниково же, получила статус станции 4-го класса. По аналогии с другими станциями здесь построили «парадный въезд» из двух водонапорных башен (как в Подсолнечной Солнечногорск ) которые не сохранились.

2. Водонапорные башни на станции Решетниково, конец XIX века
Первоначально Решетниково было небольшим полустанком и только с 20-х годов прошлого столетия станция начала играть заметную роль в жизни посёлка. В отличие от других, станций и остановочных пунктов Клинского района, в которых преобладала работа с пассажирами, Решетниково изначально строилась преимущественно грузовой, где изредка останавливались почтовые поезда. Это наложило «исторический» отпечаток на современное расписание. Несмотря на нахождение в Московской области, связь с Москвой тут гораздо хуже, чем в Клину, в котором находится конечный пункт многих пригородных электропоездов. Дальше Клина следуют электрички уже до конечных остановок в #тверь и #конаково.

3. Описание станции Решетниково. Скан «Иллюстрированный путеводитель по Николаевской Ж.Д.», Издание Николаевской железной дороги, Петроград, 1914
Кстати, о железнодорожной ветке на Конаково. Многочисленные ответвления от Октябрьской магистрали подключали к ней города, через которые так или иначе не прошла прямая как стрела первая в стране «чугунка», а иного способа выхода на сеть путей сообщения у них не было, либо это было слишком накладно. Как и в случае с Высоковском, было бы странным не построить ответвление в один из промышленных центров тогда ещё Московской области.
Однако к началу строительства Конаковской ветки власти изменили территориальную принадлежность города на Тверскую губернию, но железную дорогу всё таки построили, уже к 1937 году. Как и станция Решетниково, строилась она, в основном, для промышленных нужд. Но и 2-3 пассажирских вагона иногда включались в составы. 32 км на кукушке и вы в Конаково. На расстояние, которое современные электрички преодолевают за полчаса, паровозы, приводимые в движение торфом затрачивали чуть ли не всю ночь. К тому же, приходилось долго ожидать разъезде Моховое (Конаковский Мох), пока паровоз на манёврах ездил туда-сюда, отцепляя и прицепляя грузовые вагоны.

4. Паровоз Ов с поездом на Разъезде 2-е Моховое (Конаковский Мох), 1959
Пассажиры ездили в дореволюционных вагонах с железными печками, которые зимой тоже топили торфом Зимой печка в вагоне накалялись докрасна (на ходу тяга хорошая и торф сгорал отлично). Ночью вагоны освещались двумя фонарями со свечками.
Всё изменилось с закрытием торфопредприятия в Моховом. В 1964 году линию основательно реконструировали и электрифицировали, а от Решетниково пустили поезда-челноки до Конаково.
1 из 2


5. Электропоезд ЭР2-1040 прибывает на станцию Конаковский Мох со стороны Решетниково. Источник группа ВКонтакте «Конаково. Век двадцатый.»
Для этого, в Решетниково построили третью пассажирскую платформу, у которой между рейсами отстаивались электрички.

6. Студенты Геологоразведочного техникума на станции Решетниково в ожидании электрички на Москву. Справа, за постройками виден навес платформы №3, от которой курсировали поезда на Конаково
Постепенно, челноки Конаково – Решетниково продлили до Москвы, уже через 10 лет «коротких» маршрутов не осталось. В те годы думали об удобствах пассажиров.
1 из 4




7. Расписание пригородных электропоездов, 1968 год
Вообще, грузовое назначение станции определяло и большое количество ответвлений от неё. И, что самое характерное, ответвления эти предназначались исключительно для подвоза или вывоза грузов. Кроме Конаково, было ответвление длиной 7 километров к небольшому, затерянному в лесах посёлку с необычным названием Туркмен, что стоит почти на границе Московской и Тверской областей. Когда-то это был посёлок лесорубов и торфодобытчиков, вокруг которого существовала сеть узкоколейных железных дорог.
После развала торфодобывающей промышленности разработки торфа здесь прекратились, а здешние узкоколейки разделили печальную участь большинства узкоколейных дорог нашей страны – были разобраны. Ветка широкой колеи тоже была частично разобрана. А единственной дорогой в посёлок осталась грунтовка, проложенная прямо по насыпи бывшего узкоколейного пути. С сокращением рабочих мест посёлок стал приходить в запустение, многие дома брошены, новые не строились и люди из посёлка стали уходить, превратив его в типичное дачное поселение.

8. Фото - Останки тепловоза ТЭ3, разобранная ветка Решетниково - Туркмен, 16.10.2009, Автор фото: MaF, источник Паровоз ИС
В наши дни в начальной точке этой линии построена база запаса пассажирских вагонов, на которой отстаиваются выцепленные на время межпиковых сезонов дополнительные вагоны из скорых поездов.

9. База запаса пассажирских вагонов в Решетниково
Кроме веток широкой колеи, до 2002 года действовала узкоколейка до Саньково, по которой курсировали не только грузовые, но и пассажирские поезда.
Неплохой железнодорожный узел для маленького посёлка на задворках Московской области, не так ли? Естественно, такое хитросплетение путей, расположение на скоростной Октябрьской магистрали и близость к столице не могли быть не замечены Министерством Путей Сообщения, и в 1946 году рядом со станцией была создана Опытная путевая машинная станция №1 (ОПМС-1) Октябрьской железной дороги. Руководство СССР понимало, что без восстановления разрушенных войной железных дорог не получится восстановить нормальную жизнь страны. И именно это предприятие сегодня определяет значимость Решетниково как станции.
1 из 2


10. База Опытной Путевой Машинной Станции №1 в Решетниково, фото Tenya
В силу расположения на главной железнодорожной магистрали страны ОПМС-1 всегда считалась передовой и образцовой. До развала Министерства Путей Сообщения ОПМС-1 обслуживала участок от Москвы до Бологое. После реформы стала самостоятельным предприятием, конкурирующим с другими путевыми машинными станциями (по сути, могут работать везде, от Калининграда до Сахалина).
Статус «опытного» давал путейцам возможность получать всевозможную технику, которая в силу разных причин уже не могла работать в регулярных перевозках. Поэтому ОПМС-1 пестрил разнообразием техники. От старых американских тепловозов Дб завода Балдвин , поставляемых во время войны по ленд-лизу (о них чуть ниже), до ветеранов железных дорог, ТЭ3, и конечно же, гигантов 2ТЭ121. Побывали в Решетниково и первые два тепловоза серии М62, разработанной для поставок в страны СЭВ. Ну и конечно же, легендарный дизель-поезд ДР1-011, приспособленный для развоза путейцев. Построенный в 1967 году, он поступил в Решетниково в конце 80-х и доработал до предельного срока службы в 50 лет.

11. Дизель-поезд ДР1-011 на базе ОПМС-1 в Решетниково
И хотя в ОПМС-1 работает множество приезжих из соседних городов, многие жители посёлка Решетниково работают или работали на железной дороге. «Чугунка» основательно проникла в их быт. В честь неё названы поселковские улицы: Октябрьская, Железнодорожная, проезд ОПМС-1. А знаете, какая самая главная примета наличия не просто железной дороги в населённом пункте, и даже не станции, но какого-то крупного предприятия? Вот если вас с закрытыми глазами увезти в незнакомый город, а там показать окраины… Да очень просто – каждый, уважающий себя железнодорожник обязательно негласно имел бонус с работы. Так и вышло, что у Серафимовского храма в посёлке вместо бордюров удачно приспособлены железобетонные шпалы. Да что там, вместо бордюров... В Решетниково из шпал сделана дорога от станции к базе ОПМС1!
1 из 3



12. Дорога из шпал от станции к ОПМС-1, фото Tenya
А ещё в Решетниково повсеместно встречаются гаражи и сараи. Но не простые, а из бывших вагонов. В ту пору, когда металлолома было много, за ним особо не следили, лишь бы под ногами не мешался. Вот работники и приспосабливали имевшиеся в больших количествах списанные вагоны. Ну а что? Большой, железный, с крышей! В Клину или даже Конаково такого не встретить, а вот в Решетниково запросто!
1 из 2


13. Гараж из старого вагона, п. Решетниково, 25.08.2016, Автор фото: Адмирал, источник Паровоз ИС
Такие же гаражи-сараи мне встречались только в Тульской области, в городе Узловая, но оно и логично. Узловая по железнодорожностям – это примерно как в лучшие годы Решетниково, только в квадрате кубе.
Чуть выше я писал про эксплуатацию в Решетниково ленд-лизовских американских тепловозов серии Дб (дизельный локомотив завода Балдвин).

14. Тепловоз Дб на путях ныне разобранной линии Лосиноостровская - Бескудниково
Всего в Советский Союз было поставлено 30 локомотивов в 1946 году. По результатам тягово-теплотехнических испытаний ЦНИИ МПС были выявлены крупные недостатки, заключающиеся прежде всего в невозможности использования полной мощности, в несоответствии между мощностью тяговых электродвигателей и генератора, в недоиспользовании сцепного веса.
В Решетниково из списанного тепловоза сделали несколько сараев. Один из них, сделанный из бывшей кабины, можно увидеть прямо из она электрички, если ехать в сторону Клина, прямо у забора ОПМС-1.

15. Путейский сарай из кабины тепловоза Дб у станции Решетниково, фото Евген№4
В 1966 году село Решетниково получило статус посёлка городского типа, что означало, что большинство населения занято не в сельском хозяйстве, а на заводах. Это считалось очень статусным событием. Так Решетниково получило свой герб. «В зелёном поле скрещённые два молотка, рукоятями вниз и две кирки рукоятями вверх, пространство меж рукоятей заполнено пурпуром и обременено почтовым рожком, все фигуры золотые».

16. Герб посёлка Решетниково
Почтовый рожок это отсылка к принадлежности к Клинскому району, скрещённые молотки - как символ железнодорожного узла. А кирки символизируют Московский геологоразведочный техникум, давший большое количество специалистов предприятиям разных регионов нашей страны. Он был образован в 1930 году. В первой половине 30-х годов располагался в Москве, с 1936 года - в Решетниково. Техникум осуществляет подготовку квалифицированных специалистов для России и зарубежных стран.
XXI век начался весьма благосклонно для станции. Несмотря на то, что Октябрьская дорога взяла курс на выведение грузовых поездов на соседние направления, в Решетникого пришли зарубежные инвесторы, построив крупнейший стекольный завод, благодаря которому станция не только увеличила грузооборот, но и расширилась. Из-за казуистики в земельных отношениях, подъездной путь к заводу отходит уже ответвлении на Конаково. Сносить практически построенный дом на оси запроектированного подъездного пути не решились.
1 из 3



17. Начало подъездного пути на стекольный завод в Решетниково (направо). Прямо - ветка на Конаково ГРЭС
Сам завод располагает собственным парком тепловозов, которые круглосуточно подвозят вагоны с сырьём со станции и вывозят обратно готовую продукцию.
1 из 3



18. Тепловозы ТГМ4Б и ТГМ4 на путях завода Главербель (AGC Flat Glass) в Решетниково, фото Tenya
А сами РЖД, в рамках подготовки к скоростному сообщению, построили в Решетниково тяговую подстанцию, к которой ведёт свой подъездной путь.

19. Справа стрелка и подъездной путь к тяговой подстанции в Решетниково, фото Tenya
Какие ещё железнодорожности можно увидеть в Решетниково в наши дни? К сожалению, каких-либо старинных построек на станции не сохранилось, за исключением жилых казарм. Старинные водонапорные башни были снесены, по всей видимости, после войны. Жилые казармы в междупутье также совсем недавно снесены, а их жителям предоставили современные квартиры в новом доме. Но зато на станции есть работающий вокзал с залом ожидания, построенный в момент открытия пассажирского движения на Конаково и в характерном стиле этого ответвления.

20. Станционное здание (слева) и вокзал (справа) у платформы №1 (на Москву) станция Решетниково
И тем грустнее, что на фоне всего этого, в Решетниково сделаны короткие пассажирские настилы, вещающие всего-то, 10 вагонов электрички и 7 вагонов электропоезда «#ласточка», из-за чего при выходе из поезда нужно быть осторожнее и убедиться, что есть, куда выходить. А ещё лучше – сразу садиться в первые вагоны. Причём при предыдущей реконструкции, в бедные 90-е годы, были построены платформы позволяющие принимать полноценные 12-ти вагонные составы. Но что-то пошло не так, и когда, наконец, по нашему направлению стали курсировать такие длинносоставные электрички, железнодорожники снова затеяли ремонт. И то ли сэкономили, то ли забыли, но такие короткие платформы остались только в Решетниково и соседней Черничной.

21. Пассажирские платформы в Решетниково, вид в сторону Клина
Ну, а мы в следующий раз перенесёмся в южную точку Клинского района, в Покровку, на станцию упущенных возможностей.
Автор благодарит Виктора Белоусова и Евгения Карпычева за информационную поддержку в написании этой статьи.
|