Работники эксплуатационного локомотивного депо Московское Октябрьской дирекции тяги 3 февраля завершили создание макета паровоза П36 в масштабе 1:2. Экспонат весом 40 тонн стал частью мемориального комплекса, который будет открыт 9 Мая.
По словам оператора Николая Пилюгина, команда единомышленников во главе с начальником депо Московское Игорем Масловым начала работу над локомотивом около 5 лет назад. Идея создать мемориальный комплекс к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне поначалу казалось невыполнимой: слишком мало рук и слишком много инженерной, организационной и физической работы. «Дело спорилось: энтузиазм, болгарка, сварочный аппарат и смекалка», – говорит Николай Пилюгин.
«Создавали по чертежам из открытых источников, меняя их, уменьшая, чтобы получился масштаб 1:2, – говорит инженер по снабжению ТЧЭ-1 Николай Кондратюк. – Нас было человек шесть, при этом большую часть своего труда и души в дело вложил Николай Пилюгин, работавший сварщиком до начала 2000-х, а в роли главного организатора выступал начальник депо».
На паровоз П36 выбор пал не случайно: магистральные пассажирские локомотивы этого типа называли «генерал», а машина П36-001 была первой, пришедшей на Октябрьскую дорогу с Коломенского завода в послевоенных 1950-х. К тому же «генерал» – это последний пассажирский паровоз, выпускавшийся в СССР. На Октябрьской дороге осталась только одна такая машина: в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на сортировочной работе задействован П36-032. Ещё двумя паровозами располагает Центральный музей железнодорожного транспорта РФ: П36-249 стоит на фондовой площадке «Пионерский парк» в посёлке Лебяжье, второй П36-001 – на временной экспозиции в московском музее на Рижском вокзале. Теперь на Октябрьской есть П36-малютка, вес которого всего 40 тонн (оригинал весит 125, без учёта тендера для хранения угля). Макет машины пускать пар из парогенератора, он снабжён оригинальным действующим паровозным гудком, который ценой долгих поисков удалось найти на Северной дороге.
«Когда в депо приходят вагонники, путейцы, сотрудники других дирекций, они не верят, что это макет; думают, что настоящая машина, спрашивают, где он раньше ездил?», – смеётся Николай Пилюгин.
Паровоз-малютка несёт на своём борту мраморные мемориальные доски с именами железнодорожников локомотивных депо Москва и Ховрино, павших в годы Великой Отечественной войны. Рядом с паровозом локомотивщики создали вечный огонь, вокруг разбили сад: под маленькими ещё яблонями, черешнями, вишнями стоят скамеечки для отдыха железнодорожников. Николай Кондратюк, который работает на дороге без малого 40 лет, планирует расширить сад и по весне посадить новые деревья. Мемориальный комплекс планировали открыть в прошлом году, в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной. Однако эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы, и теперь его официальное открытие намечено на 9 Мая этого года.
Оксана Абрамова
|