На Октябрьской дороге начались эксплуатационные испытания инновационной системы защиты от камнепадов
В минувшее воскресенье, 15 ноября, завершилась первая декада эксплуатационных испытаний новой канатно-анкерной системы для защиты скальнообвальных участков от камнепадов, установленной на перегоне Выборг – Бусловская на скоростном ходу Октябрьской, предназначенном для движения поездов «Аллегро» между Санкт-Петербургом и Хельсинки.
Акт о приёмке законченного строительства объекта подписан 5 ноября, и на следующий день начались его эксплуатационные испытания. «Это один из инновационных проектов по обеспечению безопасности движения поездов, которые реализуются на полигоне Октябрьской железной дороги, – говорит главный инженер ОЖД Виталий Попов. – В канатно-анкерной системе укрепления скальных массивов в качестве основных элементов, воспринимающих нагрузку, используются канаты и скальные анкеры. Также здесь установлены оповестительные датчики движения горного массива. Новые технические решения реализуются с целью исключения рисков обрушения горных пород, падения посторонних предметов на железнодорожный путь. Эти системы предназначены для защиты, стабилизации, укрепления и мониторинга скальных массивов».
Противокамнепадные системы, исключающие внезапное падение обломков на путь, смонтированы на скальных выемках на участке 132 км ПК 2 – 4 на линии Санкт-Петербург – Бусловская. Канатно-анкерная система плотно прилегает к склону и фиксирует крупные фрагменты горных пород, предотвращая падение свободных обломков и укрепляя массив. Одно из важных преимуществ инновации – конструкции не препятствуют росту деревьев и кустарников и не требуют вырубки растений, то есть внешнее воздействие на окружающий ландшафт минимально. Другие преимущества, в сравнении с техническим решением по уположению откосов с механизированной разборкой выемки, – отсутствие необходимости дополнительного землеотвода, устройства камнеулавливающих траншей, периодической уборки камней.
В отличие от традиционных используемых на сети железных дорог систем, объект снабжён датчиками, которые непрерывно регистрируют изменения системы, отслеживая натяжение канатов и углы отклонения сетки от первоначально установленных.
Место для установки системы выбрано не случайно. Это потенциально скально-обвальный участок, крутой склон, трещиноватая порода, и вероятность падения камней создаёт потенциальную угрозу безопасности движения поездов. Здесь пролегает однопутная железная дорога. Этот скоростной ход предназначен для движения не только грузовых поездов, но и высокоскоростных «Аллегро»: когда границы были открыты, в сутки на этом участке их проходило до четырёх пар. Сейчас в связи с пандемией их движение приостановлено, но на участке может проходить до 12 пар грузовых поездов в сутки, в том числе тяжеловесных.
Главная цель эксплуатационных испытаний – определение фактических прочностных характеристик систем, с учётом погодных условий, оказывающих ключевое воздействие на скальную выемку, а также динамических нагрузок от подвижного состава. Испытания предусматривают регулярный мониторинг укреплений.
За первые 10 дней оповестительные датчики движения горного массива о критических событиях не сигнализировали, но, чтобы в полной мере оценить работоспособность системы, необходимо наблюдать её в климатических условиях полного годового цикла. Впереди ещё два зимних сезона – эксплуатационные испытания продлятся до 31 мая 2022 года. По их результатам и итоговому заключению о надёжности сооружений будут сделаны выводы о целесообразности применения этих технологий инженерной защиты на инфраструктуре железной дороги, а также о возможности тиражирования опыта в других областях транспортной отрасли.
На полигоне Октябрьской магистрали 15 скально-обвальных участков: в Мурманском, Петрозаводском, Волховстроевском регионах и под Санкт-Петербургом, и защитная система с «умными» датчиками может быть здесь востребована – так же, как и на других железных дорогах.
Наталья Александрова
|