Обновление станции позволит существенно увеличить объём грузопотоков в адрес Мурманского порта
На прошлой неделе завершены предварительные работы по обновлению земполотна в нечётной горловине станции Беломорск по первому и второму пути в рамках первого этапа её реконструкции – удлинения путей транзитного парка.
Беломорск – крупный железнодорожный узел, который обслуживает три направления – на Мурманск, Волховстрой и Северную магистраль. Здесь сортируются основные грузопотоки Октябрьской дороги, и программа развития станции, рассчитанная до 2025 года, позволит увеличить её перерабатывающую способность в два раза. Кроме того, это самая северная «сортировка» не только на Октябрьской, но и на всей сети дорог России. В сутки на север проходит 32 пары грузовых поездов, на юг – 17, на восток – 25. Беломорчане формируют поезда назначением на более чем два десятка станций. Сейчас в Беломорске 7 приёмоотправочных путей – с 3-го по 9-й, и 14 сортировочно-отправочных путей – с 10-го по 23-й. Транзитный парк состоит из четырёх путей.
Так как станция играет важную роль в распределении грузовых потоков для Октябрьской магистрали и всей сети железных дорог России в целом, её реконструкция предполагалась и ранее. Уже были разработаны проекты и в 2008 году, в 2010-м и 2015-м, однако они не были реализованы в связи с нехваткой финансирования. Теперь же, когда большое внимание уделяется развитию инфраструктуры припортовых станций, реконструкция пришла и в Беломорск. Так, обновление позволит увеличить количество пропускаемых грузов для дальнейшего экспортирования через Мурманский морской торговый порт. Как ранее писал «Гудок» (№ 132 от 22.07.2020), генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров поручил подготовить предложения по развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к Мурманскому транспортному узлу для обеспечения поэтапного увеличения объёмов железнодорожных перевозок до 100 млн тонн в год в сообщении с портом Мурманск. «Севернее Беломорска нет сортировок, которые могли бы выполнить эти объёмы», – говорит начальник станции Илья Выморков.
По программе развития станции, которая должна завершиться в 2025 году, первым этапом реконструкции станет удлинение путей транзитного парка в северной горловине. Так, существующая длина путей с 700 м увеличится до 1080 м и 1500 м. «К нам прибывают транзитные поезда с восточного и южного направления, и мы формируем составы повышенной массы и длины, но имеющегося количества приёмоотправочных путей недостаточно», – поясняет начальник станции. Так, здесь формируются четыре поезда повышенной длины и массы на Мурманск – состав с числом осей более 350 и весом от 7500 тонн, в результате чего часть приёмоотправочных путей перекрываются составами. Поэтому удлинение транзитных путей даст возможность формирования составов повышенной длины и массы без помех приёму и отправлению других поездов.
В программу развития включены также строительство нового приёмоотправочного парка и механизация сортировочной горки. «Сейчас поезда, которые необходимо разобрать и сформировать по назначениям, прибывают на шесть приёмоотправочных путей. После реконструкции 14 сортировочно-отправочных путей, где поезда формируются и откуда отправляются, станут сортировочными, то есть на них поезда будут только накапливаться, при этом к ним добавится ещё шесть путей – бывших приёмоотправочных, и будет построен новый приёмоотправочный парк, включающий в себя десять путей, один из которых будет ходовым», – рассказывает заместитель начальника станции Беломорск по оперативной работе Юрий Дорофеевский.
Основная цель реконструкции – увеличение перерабатывающей способности сортировочной горки. «Соответственно, на станцию сможет прибывать больше поездов, и уходить в порт, далее – на мировой рынок», – добавляет главный инженер предприятия Александр Ярагин. При существующих параметрах станция должна вмещать составы длиной 57 условных вагонов, а по факту получится поставить только 45–49, поэтому мы вынуждены выполнять вторичную переработку поездов. «Порожняк и грузовые составы на северное направление, например, Титан, а также поезда с углём и другим грузом на Мурманск формируются на двух разных путях. Таким образом, формирование поездов только северных направлений занимает практически все имеющиеся пути, а ведь объёмы переработки станции требуют гораздо большего количества путей», – рассказывает Юрий Дорофеевский. Так, в сутки здесь перерабатывают 1300 вагонов, из них вторично – около 400 вагонов. «Таким образом, теряя в разборке около шести поездов, вместо 22 возможных в итоге перерабатывается только 16», – объясняет Юрий Сергеевич.
На реконструкцию возлагаются большие надежды как производственного, так и социального плана. «Надеемся, что улучшатся бытовые условия наших работников, ведь все постройки возведены в прошлом веке, а воду на горку дали только к столетию предприятия – в 2015 году», – добавляет Александр Ярагин. «Мы надеемся, что через пять лет станция будет работать по-другому, появятся рабочие места, социальный климат в городе улучшится, и у молодёжи отпадёт необходимость уезжать в поисках работы в большие города», – подводит итог начальник станции Илья Выморков.
Ольга Беляева
|