На Октябрьской дороге 24 октября завершилась плановая эксплуатация электропоездов серии ЭР2К.
Субботним погожим днём пассажиров в дневном пригородном поезде сообщением Санкт-Петербург-Финляндский – Советский было немного больше обычного, во многих живописных местах поезд встречали фотографы: в этот день электропоезд ЭР2К-930, последний из эксплуатирующихся на Октябрьской дороге электропоездов серии ЭР2, отправился в свой последний графиковый рейс, и прокатиться или сфотографировать его пришли многие любители железной дороги.
930-я построена в 1971 году. Отработав до середины 1990-х на главном ходу, она была передана на Витебский ход. С 2008 года после дооборудования использовалась на участке Зеленогорск – Советский для следования на тепловозной тяге по выходным дням в летнем графике. В остальные дни машина работала и на других направлениях.
То, что в 1970-х годах было комфортным, в наши дни воспринимается иначе. Отсутствие туалетов для пассажиров, невозможность включения отопления и освещения на неэлектрифицированном участке не делали путешествие комфортнее. Не вызывала поездка в Советский и особый энтузиазм у молодых машинистов, не заставших серию ЭР2 в работе даже помощниками: чтобы совладать с краном усл. № 334Э, требовалась особая сноровка.
Как рассказал начальник Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава Тимур Кунин, на сегодняшний день на балансе ОДМВ три «круглых» электрички: 901, 930 и 980-я. Ни одна из них списываться и разделываться в лом не будет. 930-ю приведут в надлежащий вид, и вместе с оставшимися она будет использоваться в различных динамических выставках и ретро-турах, благо проблем с запасными частями для ЭР2 нет.
Особо Тимур Юрьевич отметил, что в ОДМВ преобладает уважительное отношение к ретро-технике, и задача дирекции – сохранить её как наше историческое наследие. «Один из ярких примеров, – сказал руководитель дирекции, – это запуск туристического поезда по маршруту Москва – Яхрома составом ЭР2К-980 приписки депо Санкт-Петербург-Балтийский».
По поводу типа подвижного состава для обслуживания со следующего лета по выходным дням «Большой Приморки», как называют участок Зеленогорск – Выборг (через Приморск) железнодорожники, окончательного решения в ОДМВ ещё не принято. Из возможных вариантов – дизель-электропоезда или рельсовые автобусы. Оба типа подвижного состава автономны, комфортны для пассажиров и локомотивных бригад, оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами.
«Старушка» 930-я с честью завершила эпоху «круглых» машин и вообще серии ЭР2. Остекление кабины, напоминающее меридианы на глобусе и лукавый прищур «глаз» – хвостовых сигналов с солнцезащитными козырьками, – именно такая картинка рисуется воображением у поколения её ровесников при слове «электричка». Доброго пути в музейный мир машине и низкий поклон её создателям за простую, надёжную и неприхотливую технику, отслужившую без года полвека.
Сергей Вершинин
|