Теплоэлектричка на Большой Приморке – окончание эпохи

28.10.2020 | 09:32 

Выборг  Д1  ДТ1 — 002  Ермилово  Зеленогорск  Зеленогорск  Лазаревка  М62 — 1564  М62 — 1631  М62 — 1664  М62 — 1691  Приветненское  Приморск  РА3  Санкт-Петербург-Финляндский  Советский  Ушково  ЭД4М — 0424  ЭР2 — 1089  ЭР2 — 446  ЭР2 — 451  ЭР2 — 555  ЭР2 — 649  ЭР2 — 963  ЭР2 — 978  ЭР2К — 930  ЭР2К — 980 

Буквально через несколько дней, в субботу 24 октября 2020 года, по Большой Приморке отправится в последний путь теплоэлектричка – электропоезд ЭР2К-930, ведомый тепловозом М62.

01. Электропоезд ЭР2К-930 под тепловозом М62-1564 на перегоне Зеленогорск - Приветненское

Большая Приморка – так называют железнодорожную линию Зеленогорск – Выборг, проходящую не напрямую между этими точками, а более длинным путём вдоль залива через город Приморск.

02. Схема Большой Приморки (линия зеленого цвета)

Когда первый участок линии открыли (1916 год), начиналась она в Зеленогорске. От Зеленогорска до Ушково рядом были уложены три пути – два на Выборг и один в сторону Приморска. В 1923 – 1925 годах начало Большой Приморки было перенесено в Ушково, а перегон Зеленогорск – Ушково стал двухпутным. В 2009 году, при реконструкции Выборгского хода под скоростное движение, станция Ушково была закрыта и путь Большой Приморки вновь продлили до Зеленогорска.

03. Теплоэлектричка ЭР2К-930 на бывшей станции Ушково

В Выборге линия заканчивается на окраине города – на станции Лазаревка

Участок линии от Зеленогорска до станции Советский, в основном, обслуживают лишь пригородные поезда, грузовые здесь редкость. Севернее станции Советский, а в особенности на участке Лазаревка – Попово – Высоцк («аппендикс» Большой Приморки) имеется и активное грузовое движение.

04. Вид из окна теплоэлектрички

В советское время пригородное движение на этой однопутной неэлектрифицированной линии осуществлялось исключительно венгерскими дизель-поездами Д1. В начале 90-х годов ХХ века техническое состояние части дизелей оставляло желать лучшее и их стало не хватать. Но перевозить пассажиров, а в особенности дачников по выходным, было нужно!

Было придумано интересное техническое решение для перевозки пассажиров. Взяли электропоезд (а конкретнее, две машины – ЭР2-451 и ЭР2-555), а перед ним поставили тепловоз М62! И электропоезд, и тепловоз оснастили специальным оборудованием – розетками и низковольным соединением («жоксом») между ними – чтобы на участке без контактной сети у электропоезда открывались/закрывались двери и работала трансляция.

05. Электропоезд ЭР2-555 перед отправлением с Финляндского вокзала на Выборг через Приморск

В первую очередь теплоэлектричками обслуживались прямые поезда из Петербурга на Большую Приморку: от Финляндского вокзала до Зеленогорска на электротяге, от Зеленогорска и дальше – под тягой тепловоза М62. Во вторую очередь теплоэлектричками обслуживались и некоторые другие поезда следующие только между Зеленогорском и Выборгом (через Приморск).

06. Тепловоз М62 с электропоездом готовится к отправлению!

Следует отметить, что несмотря на наличие в настоящее время в эксплуатации скоростных электропоездов «Ласточка», которые на неэлектрифицированных участках следуют под тягой тепловоза ТЭП70БС, сленговое название «теплоэлектричка» чаще всего применяется именно к сцепам М62+ЭР2 на Большой Приморке.

07. Станция Советский. Слева - теплоэлектричка, справа пригородный поезд в составе тепловоза М62 и двух сидячих ЦМВ

Запуск теплоэлектричек в регулярную эксплуатацию произошел летом 1993 года. При этом в расписании движения пригородных поездов из Петербурга на Большую Приморку и обратно на лето 1993 года стоянки для прицепки/отцепки тепловоза в Зеленогорске заложено не было. Вероятно, новый вид подвижного состава стал обслуживать это направление чуть позже того, как расписание вступило в силу и было опубликовано. Далее эксплуатация теплоэлектричек осуществлялась в разном объеме каждый год – с весны до осени. В остальное время года линия сначала продолжала обслуживаться дизель-поездами Д1 (до 2004 года), затем тепловозом с сидячими вагонами, а в последнее десятилетие – рельсовыми автобусами РА2 и дизель-электропоездами ДТ1. «ДяТлы» работали на этой линии достаточно редко, хоть и штатно.

08. Дизель-электропоезд ДТ1-002, который не может передвигаться сам, с тепловозом М62 на станции Приморск

Почему же «теплоэлектрички» были в ходу только в летний период? Самая главная причина – отсутствие в электропоезде отопления и освещения при тяге от тепловоза. Другая причина – пассажиропоток зимой меньше. В межсезонье (ранней весной и поздней осенью) в теплоэлектричке было темно и холодно. Пассажиры привыкали и терпели – главное, что поезд на дачу и обратно был! Сейчас такая организация движения уже кажется неким анахронизмом. Следует добавить, что в «теплоэлектричке» также отсутствует туалет, что в годы нынешние уже кажется удивительным и непривычным, в отличии даже от десятилетия назад.

09. Мягкий салон одного из вагонов теплоэлектрички

Еще одной изюминкой теплоэлектрички является сам электропоезд который её обслуживает – это ЭР2 с круглой кабиной! По состоянию на 2020 год электропоезд ЭР2К-930, который здесь работает, это единственный линейный электропоезд с круглой кабиной, который перевозит пассажиров по Октябрьской железной дороге! Поезд был выпущен на Рижском вагоностроительном заводе в июне 1971 года и сейчас ему уже 49 лет! В 2005 году электропоезд прошел капитальный ремонт с продлением срока службы на 15 лет. «Годность» этого ремонта закончится через месяц – 20 ноября 2020 года.

10. Электропоезд ЭР2К-930 на станции Советский

Таким образом, 24 октября 2020 года завершится не только эпоха теплоэлектричек на Большой Приморке, но и эпоха «круглых» электропоездов в Северо-Западном регионе! После 24 октября 2020 года ЭР2К-930 может еще и выедет на какие-либо маршруты обычных электропоездов, но спрогнозировать её появление на них будет практически невозможным.

11. Уже историческая панель с надписью "Милиция", а по факту - связь пассажир-машинист

Каким образом осуществлялось движение теплоэлектричек?

Ранним утром электропоезд выдавался из моторвагонного депо ТЧ-20 на перрон Финляндского вокзала. Осуществлялась посадка пассажиров и поезд своим ходом, на электротяге следовал до Зеленогорска только с одной остановкой на Удельной.

12. 2018 год. Уже редкая встреча двух "глобусов" на Финляндском вокзале. ЭР2К-930 проследует на Советский, а ЭР2К-980 - на Белоостров через Сестрорецк.


В Зеленогорске к электропоезду подавался тепловоз М62 и они объединялись в один состав. Тепловоз М62 в разные годы приезжал из разных мест – сначала из локомотивного депо ТЧ-12 у Финляндского вокзала, затем из депо на станции Ручьи, а еще позже – из депо Выборг. После сцепки производилось соединение низковольтных цепей тепловоза и электропоезда. После опробования тормозов поезд отправлялся в путь на Большую Приморку!

13. Сцепленные тепловоз и электричка = теплоэлектричка!


Локомотивные бригады были как в тепловозе, так и в электропоезде. Бригада электропоезда открывала и закрывала двери, следила за посадкой/высадкой пассажиров и осуществляла сообщения по трансляции. Бригада тепловоза приводила поезд в движения с оглядкой на бригаду электропоезда. На конечной станции маршрута электропоезд закреплялся тормозными башмаками, производился обгон локомотива и после прицепки поезд следовал в обратную сторону.

14. Обгон локомотива, станция Советский


В Зеленогорске, если поезд следует на Петербург, тепловоз отцеплялся и следовал в депо, а электропоезд своим ходом ехал до Финляндского вокзала.

15. Теплоэлектричка прибывает на станцию Зеленогорск

Были и другие схемы работы теплоэлектричек на Большой Приморке. Например, в 2008 году, при реконструкции станции Зеленогорск, теплоэлектричка шла под тепловозом прямо с Финляндского вокзала. А в первой половине 2016 года на время реконструкции линии маршрут теплоэлектрички был укорочен до станции Ермилово. Так как оборот осуществлялся не доезжая горловины станции у временной платформы, теплоэлектричка ездила аж с двумя тепловозами – в голове и в хвосте электропоезда – для возможности обернуться.

16. Теплоэлектричка с двумя тепловозами у станции Ермилово.
Фото Сергея Вершинина

Говорят, в былые годы рабочие смены на теплоэлектричке пользовались спросом у локомотивных бригад как с тепловоза, так и с электропоезда. К примеру, отправляется теплоэлектричка с Выборга через Приморск на Зеленогорск. До станции Попово имеется контактная сеть, время хода – пол часа. Тепловоз можно заглушить в рамках экономии топлива, а движение осуществлять с электропоезда – за расходом электроэнергии особо не следили. Далее остается лишь слить топливо с тепловоза до необходимой нормы, продать его и поделиться ????.

17. Вид из теплоэлектрички в районе станции Прибылово

Посмотреть на работу теплоэлектрички «изнутри» можно, к примеру, в серии репортажей Сергея Вершинина.

Теперь давайте ознакомимся с расписанием движения теплоэлектричек.

18. 1997 год. В ходу две теплоэлектрички. Одна ежедневная, другая по пятницам, субботам и воскресеньям. По состоянию на 1993 год расписание теплоэлектричек, говорят, было примерно таким же в плане объемов движения.

19. 1999 год. Здесь в расписании дизель-поезда (нижняя таблица) и теплоэлектрички (верхняя таблица) аж разделены!



20. До лета 2004 года движение сохряняется примерно в первоначальном объеме.


21. Летом 2005 года пропадает рейс теплоэлектрички по пятницам, а также снижаются объемы движения других поездов по этой линии. Подобное расписание сохраняется до 2008 года. С 2009 года в ходу нет поезда 6781.


22. С лета 2010 года в ходу остается одна ежедневная "нитка" под теплоэлектричку. Утром теплоэлектричка следует из Петербурга в Советский, затем возвращается из Советского в Зеленогорск, а далее следует из Зеленогорска через Приморск в Выборг. Из Выборга электричка следует загонкой (без пассажиров) в Петербург.


23. Начиная с лета 2014 года теплоэлектрички больше не доходят до Выборга...


24. С 2015 года движение теплоэлектричек осуществляется только по маршруту Петербург - Советский и только по выходным дням. Ниже приведено расписание теплоэлектрички по состоянию на 2020 год. В 2015 году расписание было подобным с немного другими временами отправления и прибытия поездов.

В качестве теплоэлектричек на Большой Приморке успели поработать следующие электропоезда ЭР2: 446, 451, 555, 649, 930, 963, 978, 980 и 1089.

25. Электропоезда, работавшие на Большой Приморке

Таблица составлена по заметкам знатоков железнодорожного транспорта, материалам железнодорожных галерей и может не являться 100% достоверной. Если у Вас имеются дополнения и уточнения - оставляйте комментарии!

26. Теплоэлектричка на участке Молодёжное - Ушково

Следует отметить, что работали на этой линии специально дооборудованные электропоезда и тепловозы. Произвольный подвижной состав заглянуть на эту линию не мог. В качестве разовой поездки для завоза детей в лагеря на Большой Приморке появлялся и электропоезд ЭД4М-0424, специально под эту линию не оборудованный.

27. Жесткий вагон теплоэлектрички

Начиная со следующего года нынешние графиковые нитки теплоэлектрички предполагается обслуживать рельсовыми автобусами РА3 (два сцепленных поезда 3+3 вагона). Как дело будет обстоять в итоге – покажет время. Ни один рельсовый автобус РА3 в Петербург пока не поступил. Других электричек, оборудованных для работы с тепловозом, тоже в настоящее время не имеется. Хотя, переоборудовать какой-нибудь «Торжок» под эту задачу дело посильное. Но вот «глобусов» на линии к тому времени уже не будет точно…

28. Станция Советский

Кто еще не катался на теплоэлектричке, а также тот, кто хочет проводить «круглую» ЭР2 – у Вас, по сути, остался один гарантированный шанс это сделать – 24 октября, суббота, Финляндский вокзал, 9:42…

При подготовке поста использовались материалы сайта https://terijoki.spb.ru, расписания движения поездов из личной коллекции и с сайта http://www.kupsilla.ru, информация и наблюдения от Михаила Жукова, Сергея Вершинина и других знатоков железнодорожного транспорта.

Теплоэлектричка на Большой Приморке – окончание эпохи
Григорий Егоров • https://krisha0703.livejournal.com/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация
Источник: Григорий Егоров

Просмотры: 57
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2025, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика