На станции Высоцк завершилась масштабная реконструкция
На прошлой неделе, 15 октября, работниками Выборгской дистанции сигнализации, централизации и блокировки (ШЧ-13) введены в действие новые устройства электрической централизации станции Высоцк и автоматической блокировки на перегоне Высоцк – Пихтовая.
Прежде на этом перегоне где была полуавтоматическая блокировка, и там мог находиться только один поезд. Теперь, благодаря введённой микропроцессорной автоблокировке, стало возможным посылать в попутном направлении сразу несколько составов.
Активное развитие порт Высоцк получил с середины 1990-х благодаря реализации инвестиционных проектов строительства новых терминальных комплексов. Сегодня здесь расположено два динамично растущих терминала: нефтеналивной и угольный. К примеру, за последние три года угольный терминал увеличил свой грузооборот с 17,1 до 19,4 млн тонн. Кроме того, в планах развития порта – строительство зернового терминала. И если нефтеналивные грузы частично идут трубопроводами, то уголь (и в перспективе – зерно) полностью зависит от работы железнодорожной станции Высоцк, которая по объёмам погрузки является внеклассной.
Электрическая централизация станции, созданная в середине 1990-х руками работников ШЧ – простейшая релейная система типа ЭЦ-ЦЭУС на 11 стрелочных переводах – уже не позволяла делать выгрузку в требуемом объёме. Также на станции не было маневровых светофоров, все команды машинистам производились по рации. Приборы сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) располагались на улице в релейных шкафах, которые уже выработали свой ресурс. Кабельные сети и напольное оборудование СЦБ было изношено и отнимало много времени на обслуживание.
Это замедляло пропускную способность станции, поэтому Высоцк был включён в инвестпрограмму РЖД. С переключением со старой системы ЭЦ на новую типа ЭЦ-ЕМ предприятие зажило новой жизнью. Заново была построена современная станция с микропроцессорной системой электрической централизации на 7 приёмо-отправочных путей, 22 стрелки, 39 светофоров, 37 тональных рельсовых цепей. Здесь практически полностью ушли от реле, которые, в зависимости от типа, требуют замены каждые 5–10 лет и перешли на электронные блоки, управляющие стрелочными переводами и светофорами и выводящими измерения со всех устройств СЦБ напрямую в центр диагностики и мониторинга.
Теперь любое отклонение в работе устройств будет отслежено на уровне предотказной ситуации, что позволит работникам Выборгской дистанции СЦБ оперативно устранять отклонения от заданных параметров работы.
«Несмотря на то, что количество устройств СЦБ на станции увеличилось, они требуют меньших трудозатрат на обслуживание, поскольку у нас теперь действует автоматическая система мониторинга и диагностики, – говорит заместитель начальника ШЧ-13 Александр Гусев. – Ряд работ по техобслуживанию будет осуществляться не периодически, а по мере необходимости. На станции установлены светофоры со светодиодными светооптическими системами, что многократно увеличило их видимость машинистам и долгосрочность эксплуатации. Все светофоры – оцинкованные и они, как и новое неметаллоёмкое напольное оборудование из композитных материалов, не требуют ежегодной покраски. А это – существенная экономия эксплуатационных расходов».
Подъездные пути к станции и тупики оборудовали автоматическими сбрасывающими устройствами. Управление электрической централизацией осуществляется подачей команд с автоматизированного рабочего места дежурного по станции, включающего в себя основной и два резервных компьютера с мониторами взамен ранее существовавшего пульта с рукоятками и лампочками. В новой кабельной сети применён водоблокирующий тип кабеля, препятствующий попаданию влаги и понижению изоляции жил. Для обеспечения устройств электроэнергией использованы мощные источники бесперебойного питания, что обеспечивает устойчивую работу при отключении внешних источников электроснабжения.
На самой станции произошло удлинение путей до 1050 и более метров, что теперь позволяет принимать поезда повышенной длины и веса. Прежде их приходилось расформировывать в Выборге и отправлять в Высоцк частями, привлекая дополнительные локомотивы, а переформирование поездов, как известно, – процедура долгая и затратная. Теперь, после удлинения путей, появилась возможность закладывать прямые маршруты для поездов длиной 70 и более условных вагонов. До этого лишь один путь станции мог вместить 67 вагонов, а остальные были рассчитаны на 50–60. Новая система позволила существенно сократить время на приготовление маршрутов и уменьшить влияние человеческого фактора при управлении и обслуживании устройств.
Для железнодорожников в здании нового поста ЭЦ предусмотрены улучшенные санитарно-бытовые условия, системы кондиционирования и пожаротушения. Теперь движенцы и электромеханики СЦБ могут принимать пищу, переодеваться и отогреваться в комфорте.
Алексей Николаев
|