На обновлённой учебной площадке вагонники оттачивают своё мастерство и закрепляют специальные навыки
В понедельник на станции сетевого значения Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский сотрудники эксплуатационного вагонного депо (ВЧДЭ-6) на учебном полигоне предприятия установили вагон-тренажёр. На нём начинающие специалисты будут формировать навыки осмотра вагонов, а опытные – повышать свою квалификацию.
Основная профессия в эксплуатационном депо – осмотрщик-ремонтник вагона. Его задача – выявлять неисправность подвижного состава. Он это делает с помощью своего главного инструмента – молотка. Например, если в колёсной паре есть трещина, при постукивании по колесу будет возникать глухой звук. Кроме того, для различных измерений, например, ширины зёва автосцепки, используются специальные шаблоны. Но как осмотрщик поймёт, что перед ним неисправность, если он её никогда не видел? Для наглядности на предприятиях обустраиваются учебные площадки.
На полигоне вагонного эксплуатационного депо ВЧДЭ-6 установлены образцы тележек и вагонов. «Это не макеты, а настоящие узлы и агрегаты вагонов. Здесь видно, как всё устроено, как работает та или иная деталь», – говорит начальник депо Виталий Комаров.
Установленные на полигоне вагоны и оборудование – списанные, исключённые из инвентарного парка ОАО «РЖД». «Ввиду наличия неустранимых неисправностей они переведены в разряд учебных, на которых можно, в том числе, отрабатывать навыки применения шаблонов», – говорит главный механик депо Илья Гашков.
ВЧДЭ-6 находится на самой большой сортировочной станции Октябрьской дороги, поэтому на плечах осмотрщиков-ремонтников вагонов и слесарей подвижного состава лежит колоссальная ответственность. «Объёмы работы депо зависят от количества обработанных на Сортировке вагонов», – рассказывает заместитель начальника депо по эксплуатации Кирилл Шепета. Так, на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский шесть парков: два прибытия, два отправления, два формирования. В среднем в 12-часовую смену из пятого парка отправляется 26–28 поездов повышенной длины с общим количеством более ста вагонов, из шестого парка – не намного меньше: 25–26 грузовых поездов в смену. Таким образом, в смену из двух парков отправления выходят 52 поезда, в сутки – 104. Таким образом, в среднем количество отправляемых со станции вагонов превышает 6 тыс. в сутки. Именно поэтому штат ВЧДЭ-6 самый многочисленный на Октябрьской дороге: здесь трудится 800 человек, в то время как в других депо до 500. В каждую смену выходит более ста осмотрщиков-ре
монтников, проверяющих вагоны по прибытию, а также выполняющих ТО перед отправлением.
Учебный полигон на базе ВЧДЭ-6 начали обустраивать ещё в 2004 году: тогда установили вагон-хоппер и четыре грузовые тележки. В этом году по инициативе начальника депо Виталия Комарова обустройство полигона продолжилось – установили пассажирскую тележку и ещё один полувагон-тренажёр. Перед установкой в течение двух месяцев бригада из 10–15 человек под руководством Ильи Гашкова оборудовала площадку. «Мы оптимизировали размещение вагонов на полигоне, увеличив тем самым его ёмкость, – рассказывает Илья Аркадьевич. – Подготовили саму площадку, установили габионы, провели проводку для освещения, уложили путь, смонтировали стенды с информацией о неисправностях. Само оборудование в течение двух месяцев красили, ремонтировали».
В обустройстве полигона принимали участие молодые специалисты-осмотрщики: Павел Ляпунов, Вячеслав Петров и Максим Ермаков, поступившие в этом году на заочное отделение в ПГУПС. «Пока они ремонтировали образцы, красили их, таскали детали, они обучались, постигая на практике, что и как устроено. Для них это стало отличным подспорьем для освоения необходимых навыков и умений», – уверен Илья Гашков.
В установке полувагона-тренажёра были задействованы коллеги из восстановительного поезда № 3023, базирующегося на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Для этих работ было выделено двухчасовое «окно», так как восстановительный кран работал с ходового пути пятого отправочного парка станции. По словам деповчан, этого «окна» они ждали очень долго, так как выделить время для остановки движения на станции сетевого значения не так-то просто. Сначала энергетики из Санкт-Петербург-Сортировочной-Московской дистанции электроснабжения убрали контактную сеть, чтобы она не мешала крану. Восстановители выровняли щебень, установили деревянные опоры, чтобы кран не продавил балласт, поставили на них металлические основы для аутригеров крана. Закрепили вагон металлическими тросами, зацепили его краном, подняли и поставили на тележки.
В течение сентября планируется установить третий вагон-тренажёр – цистерну, чтобы наглядно продемонстрировать, как она устроена, ведь осмотрщик вагона отвечает и за исправность сливного оборудования. Также установят тележку, где будет видно соединение автосцепки и подвижного состава.
При обустройстве полигона вагонники продумали всё до мелочей: здесь будут представлены полувагон, хоппер и цистерна – основные типы подвижного состава, которые обрабатываются на Сортировке и обслуживаются деповчанами ВЧДЭ-6 на четырёх ПТО. Поскольку вагонники предприятия обслуживают и пассажирские поезда (Великий Новгород, Санкт-Петербург-Главный, Санкт-Петербург-Финляндский, Выборг, Дача Долгорукова), здесь установлена тележка и пассажирских вагонов. Так как во время движения большая нагрузка приходится на колёсную пару и тормозное оборудование, на одной грузовой тележке установлен двигатель, вращающий колёсную пару – так осмотрщики увидят, как работает букса и что происходит в этот момент с деталями узла. «Ведь в основном отказы технических средств даёт буксовый узел и тормоза – это два агрегата, которые требуют от осмотрщиков и ремонтников повышенного внимания», – поясняет Виталий Комаров. Так, тормозная система на хоппере обозначена разными цветами: синим покрашена тормозная магистраль, жёлтым – пневмати
ческая разгрузка, зелёным – рычажная передача. «Подключим подачу воздуха, и работа тормозного оборудования тоже будет видна наглядно», – говорит Виталий Александрович.
Также на хоппере установлены колёсные пары с разным креплением оси буксового узла: «шайба» и корончатая гайка. «Мы постарались сделать акцент на всех тонкостях технологии осмотра подвижного состава, – говорит Комаров. – Легко выявляя неисправности на учебном полигоне, осмотрщики вагонов и слесари по ремонту смогут быстрее и качественнее справиться со своими задачами. Учить их «в поле» нет времени, ведь «под вагоном» нужно не учиться, а действовать быстро, чтобы не вызвать задержек в движении поездов на самой крупной сортировочной станции Октябрьской дороги».
В перспективе деповчане планируют перенести поближе к полигону технический класс, который сейчас расположен относительно далеко. В классе также представлены детали вагона с неисправностями, например, боковая рама с трещиной или колесо с отколом обода. «Конечно, класс оснащён компьютерами – без информационных технологий сейчас никуда. Но уровень компьютерной грамотности у всех разный, здесь и выручает учебный полигон, где даже опытный специалист найдёт повод для повышения своей квалификации», – подытоживает заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Александр Шавлин.
Ольга Беляева
|