На этой неделе своё 115-летие отмечает локомотивное депо Волховстрой (ТЧЭ-21). И словно в подарок, на следующей неделе его специалисты отправляются в Новочеркасск, чтобы принять электровоз марки 3ЭС4К «Дончак» с юбилейным номером 75.
Сложно найти человека, знающего историю предприятия лучше, чем хранитель его музея Людмила Королёва. Для того, чтобы экспозиция пополнялась, она уже более десяти лет работает в архивах, встречается с ветеранами и коллекционерами. По её словам, точную дату основания депо установить не удалось. Известен лишь год. Решением профсоюзной организации этот праздник, начиная с 2008 года, отмечается на третьей неделе июня.
«В первые годы XX века эта местность была весьма отсталой в экономическом отношении, – рассказывает хранитель музея. – В депо пришли работать крестьяне, большинство из них жили в деревне Званка, возле которой и возникло предприятие. Они получали приличную по тем временам зарплату, им выдавалась спецодежда. Так стал формироваться промышленный пролетариат, начала развиваться инфраструктура». В советское время деревня Званка превратилась в город Волхов. Депо Званка стало называться депо Волховстрой.
В годы войны Волховстроевский железнодорожный узел, находящийся тогда на стыке Октябрьской и Кировской дорог, имел огромное значение. До конца августа 1941 ленинградские предприятия эвакуировались на восток через участок Волховстрой – Тихвин. Паровозные бригады депо обслуживали построенный в начале зимы 1942-го, вскоре после освобождения Тихвина, участок Войбокало – Кобона. С января по декабрь этого года было перевезено более 161,5 тысячи вагонов с продовольствием и боеприпасами. В обратную сторону шли эшелоны с эвакуированными ленинградцами.
О построенной сразу после прорыва блокады Дороге Победы, соединившей существовавшую на участке Ленинград – Волховстрой платформу Поляны с освобождённым Шлиссельбургом, написано и сказано очень много. Повторяться не будем.
Во время Великой Отечественной войны немцы не смогли взять Волхов, но вблизи шли тяжёлые бои, враг подвергал город страшным бомбардировкам. На стеле погибшим на трудовом посту – имена 49 работников депо…
14 октября 2015 года был открыт музей истории локомотивного депо Волховстрой. Сегодня в его коллекции 2400 экспонатов, среди которых уникальные фотографии слесарей и машинистов, сделанные вскоре после открытия депо, метрика токаря Вадима Зверева, пришедшего на предприятие в 1915 году, знамя «За добросовестный труд в годы Великой Отечественной войны.
На территории депо находится модель одного из первых российских паровозов – «Овечка». Она была изготовлена к 150-летию российских железных дорог. На «Овечке» более 100 лет назад работали первые машинисты.
«Сейчас мы сконцентрированы на освоении новых полигонов, например, Лосево – Каменногорск, эксплуатация которого началась летом 2017 года, – говорит начальник депо Игорь Костриков. – Кроме того, на вывозных локомотивах внедряем технологию работы в одно лицо – на небольшие расстояния до 100 км». А на следующей неделе специалисты ТЧЭ-21 отправятся в Новочеркасск, чтобы принять электровоз марки 3ЭС4К. Номер новой машины – 75. «Любопытное совпадение, мы уже нескольких лет осваиваем «Дончаки». Их у нас 64, но машина с юбилейным номером поступит сразу после 115-летия депо», – отмечает Игорь Костриков.
Давид Генкин
|