Самому молодому вокзалу Санкт-Петербурга 15 июня исполнилось 17 лет
В связи с действующими противоэпидемическими ограничениями, мероприятия, связанные с празднованием дня рождения, на вокзале не проводились. Поэтому особенно важно вспомнить в эти дни об истории одного из пяти и самого молодого вокзала Северной столицы, а также рассказать о его роли в Санкт-Петербургском железнодорожном узле.
Грузовая станция Дача Долгорукова была построена ещё в 1913 году. Идея строительства на этом месте сквозного пассажирского вокзала, призванного разгрузить Московский и Финляндский, возникла в шестидесятых годах прошлого века. Подготовка к строительству началась лишь в восьмидесятых. А сам вокзальный комплекс был открыт в 2003-м – в год 300-летия Санкт-Петербурга.
Его строительство началось в 2001 году и шло по проекту Никиты Явейна. На тот момент это была дипломная работа талантливого архитектора, по проектам которого впоследствии были созданы офисно-коммерческий центр на Невском, 25 и бизнес-центр на Невском, 38, здание Академии танца Бориса Эйфмана, проведена реконструкция и реставрация восточного крыла здания Главного штаба. Многие работы Никиты Явейна становились победителями международных конкурсов. Проект Ладожского вокзального комплекса в 2001 году получил Гран-при на международном архитектурном фестивале «Зодчество 2001» в номинации «Особо значимые социальные объекты». Ещё тогда жюри отметило, что проект здания весьма необычен по своему архитектурному решению: оно представляет собой две круглые башни, соединённые пролётом, который венчает сложная, практически невесомая конструкция из стекла и металла.
Вокзал получил два уровня: верхний и нижний. И если нижний призван удовлетворять транспортные потребности пригородного пассажира, то в верхнем расположены залы ожидания, кассы дальнего следования, автоматические камеры хранения, справочное бюро, центр услуг по отправке малогабаритных грузов и прочее. Здесь нашлось место лифтам, эскалаторам и умной технике, делающими вокзал не только самым передовым в Северной столице, но и одним из самых современных в Европе.
Ладожский располагается там, где когда-то находились земли сподвижника Петра I – Якова Долгорукова. Сами постройки, принадлежавшие политику, до наших дней не дожили. Однако название перешло к станции «Дача Долгорукова», созданной здесь в 1913 году. Несколько лет назад это строение, находящееся сейчас на территории вокзала, было занесено в реестры КГИОП как объект регионального значения. С 2012 года в нём располагается линейный отдел полиции.
«Ладожский вокзал рассчитан на приём 50 пар в сутки пригородных и 26 пар поездов дальнего следования, – рассказывает главный инженер Северо-Западной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Борис Корчажинский. – По количеству ежедневно обслуживаемых пассажиров он занимает в Северной столице второе место, следуя сразу после Московского». До карантина услугами вокзала пользовались порядка 600 человек в час, то есть более 14 тыс. пассажиров в сутки. Сейчас их количество снизилось на 30 %. В обслуживании гостей задействовано 103 сотрудника вокзального комплекса.
В последнее время жизнь Ладожского подстраивается под новые реалии. Вокзал дважды прошёл комплексную дезинфекцию. Все его поверхности каждые два часа протираются и дезинфицируются работниками аутсорсинговой клининговой компании. На территории комплекса произведена разметка для соблюдения социальной дистанции. А также организована продажа средств индивидуальной защиты.
Но есть и другие нововведения. Так, например, 11 июня здесь были введены в эксплуатацию современные, автоматические камеры хранения. Оплатить их услуги можно как наличным, так и безналичным способом – с помощью терминалов, находящихся в центральном зале ожидания. «Наше подразделение стало первым в Санкт-Петербурге, на территории которого появилось такое оборудование, – рассказывает начальник Ладожского вокзала Сергей Дебуш. – Мы не только начали применять новую технику, но и ввели гибкие тарифы, учитывающие время использования ячейки. Кроме того, на днях начнут принимать гостей закрытые весь период карантина комнаты отдыха. С учётом рекомендаций Роспотребнадзора, теперь они будут оснащены одноразовым постельным бельём».
Как и на всех вокзалах Северной столицы, на Ладожском работает служба сопровождения маломобильных групп населения, а в ближайшее время на вокзале также установят специальные подъёмники.
Елена Харламова
|