Дорога к Победе

02.02.2020 | 10:00 

блокада  Дорога Победы  Ленинград  Петрокрепость  Поляны  Шлиссельбург – Поляны 

Решением Госкомитета обороны СССР 18 января 1943 года было положено начало строительства линии Шлиссельбург – Поляны, которую в будущем назовут Дорогой Победы. Это стало возможным благодаря успешному завершению операции «Искра» Ленинградского и Волховского фронтов, в результате которой была прорвана блокада Ленинграда.

Наверно, многие задавались вопросом, что было бы, если основным видом транспорта, по которому шло продовольствие в город в первую блокадную зиму, являлся не автомобильный, а железнодорожный, какому количеству ленинградцев он спас бы жизни? И это не досужие домыслы: был разработан проект железнодорожной линии через Ладожское озеро вдоль автомобильной трассы. Увы, нереализованный…

Вторично к этой идее возвратились в преддверии второй блокадной зимы. 26 ноября 1942 года вышло постановление военсовета Ленфронта о строительстве свайно-ледовой трассы нормальной колеи севернее островов Зеленцы к станции Кобона на восточном берегу Ладоги. Да не её одной, а ещё и узкоколейной линии 100–200 метрами южнее. В спешном порядке на западном берегу озера сосредоточили группировку строителей УВВР-2 (начальник Иван Зубков), 9-й (командир – Василий Матишев) и 11-й (Геннадий Дебольский) железнодорожных бригад, спецформирований НКПС, местное население. Но тут начались штормы… В итоге к строительству приступили только в начале января 1943-го. К 18-му построили около трети обеих 35-километровых трасс, как всё оборудование и материалы пришлось перебрасывать на новое место.

Чтобы связать блокадный Ленинград с Большой землёй, приказ ГКО от 18 января предусматривал строительство за 20 дней 33-километровой дороги вдоль южного берега Ладоги от станции Шлиссельбург Ириновского направления к платформе Поляны на перерезанной фашистами линии Ленинград – Волховстрой и мостов через Назию и Неву. Прокладывать пути в зимних условиях строителям-железнодорожникам было не внове, а только что наработанный опыт прокладки ладожской свайно-ледовой трассы пригодился для возведения переправы через Неву. О её значении говорит тот факт, что в выборе места 1300-метрового мостового перехода принял участие лично командующий Ленинградским фронтом, в будущем маршал, Леонид Говоров.

Все подготовительные мероприятия, включая утверждение технического проекта, закончили за пять дней, к 24 января, и началось забивание свай. Работы велись максимально механизированно. Некоторые работники проявили невиданные темпы. Так, копировщик Смолкин 30 января забил 80 свай при задании 13, а взвод старшего лейтенанта Булло за 42 часа беспрерывной работы выполнил пятидневное задание. И уже 2 февраля по мосту прошёл первый поезд с танками.

Не отставали и строители дороги. Вот что рассказывал ветеран Дороги Победы Вадим Бобиков, в 1943-м – боец 11-й железнодорожной бригады:

«Все работали на совесть, хотя никто не подгонял, по 18–20 часов в сутки, пока не было выполнено задание. С погодой никто не считался, не всегда вовремя подвозили пищу. Трасса дороги местами проходила в 4–5 км от переднего края. Иногда работу прерывали из-за сильных обстрелов. Строители несли большие потери в людях, технике, по много раз переделывали и восстанавливали разрушенное».

Заметим, как жестоко ни обстреливалось строительство, в те дни фашисты ещё до конца не оправились от поражения в операции «Искра». А вот когда 13 февраля, в преддверии начала таяния невского льда те же самые мостовики приступили к возведению в 500 метрах ниже ледовой новой, высоководной, на 114 опорах переправы через Неву, они уже не скупились на обстрелы и авианалёты. Зачастую строителям приходилось восстанавливать только-только построенное. Тем не менее, и этот мост был установлен досрочно, к 18 марта. А свайно-ледовый по настоянию начальника строительства Ивана Зубкова решили не убирать и использовать в качестве дублёра, что, кстати, полностью себя оправдало…

Трасса Шлиссельбург – Поляны была построена досрочно, за 17 дней, к 5 февраля 1943 года. По ней 7 февраля пришёл первый после прорыва блокады поезд, а с 10 февраля началось регулярное сообщение с Большой землёй. Именно по этой линии в Ленинград была доставлена основная масса грузов, которые сыграли решающую роль в полном снятии блокады 27 января 1944 года, из-за чего она позже и получила название «Дорога Победы».

Алексей Островский

Дорога к Победе
Решением Госкомитета обороны СССР 18 января 1943 года было положено начало строительства линии Шлиссельбург – Поляны, которую в будущем назовут Дорогой Победы. Это стало возможным благодаря успешному завершению операции «Искра» Ленинградского и Волховского фронтов, в результате которой была прорвана блокада Ленинграда.
Гудок • https://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 14
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика