При открытии 150 лет назад движения по Финляндской дороге – в 1870 году на промежуточных станциях были построены деревянные вокзалы, схожие с виллами и дачами Карельского перешейка и выполненные в стиле неореализма. Сохранившиеся до нашего времени здания пяти вокзалов, привлекают внимание проезжающих своими живописными формами.
К 1894 году линия стала Финляндской казённой дорогой, её имущество перешло к Главному обществу Российских железных дорог. Поток пассажиров возрастал, пришло время построить вокзальные здания, соответствующие рангу дороги. Это было поручено Бруно Гранхольму (1857–1930) – финскому зодчему, с 1892 года – архитектору Главного управления железных дорог Финляндии.
Сейчас сохранилось пять вокзалов, возведённых на рубеже XIX–XX веков в стиле национального романтизма. Так называют в архитектуре вариант модерна, характерный для Финляндии и стран Северной Европы. Становление модерна в искусстве Финляндии пришлось на эпоху пробуждения национального самосознания, интереса к фольклору и истории. Поэтому модерн оказался тесно связан с национальным романтизмом, течением, бурно развивавшимся с конца XIX века в различных сферах культуры: архитектуре, литературе, музыке, живописи. Возводившиеся тогда здания массивны, свободны от мелкого декора. Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, разнообразие оконных проёмов – всё это превращает фасады в сложную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.
Здание на станции Ланская – разновысокое, двух-трёхэтажное. Это связано со строительством соединительной линии между Финляндской железной дорогой и Императорской Николаевской. Рисунок двухцветного фасада определяют разнообразные по размерам и формам окна. Крыши повышенных объёмов завершены шатром или щипцом, всё дополняют чердачные окна, эркеры и балконы. Именно угловая башня свидетельствует о романтических настроениях автора.
Композиция вокзала на Удельной весьма эффектна. Фасад украшен лепниной, основной изобразительный элемент здания – фигурные дуговые аттики и щипцы, ритмично повторяющиеся по всем фасадам.
Здание в Шувалово построено 1898 году. Сухость и жёсткость прорисовки фасадов характерна для «кирпичного стиля» поздней эклектики.
В Парголово новый вокзал появился в 1906 году. Двухэтажное здание со стороны перрона украшают две круглые башни с фигурными кровлями и шпилями, а также навес, лежащий на чугунных колонках. Верх башен выделен поясом чердачных окон и карнизом из кирпичных зубчиков. Открытость центральной части и башни придают фасаду особое очарование. В среднюю повышенную часть вокзала встроены четыре чердачных окна, которые объединяют эту часть со вторым этажом. Эта деталь – заимствование из деревянной архитектуры.
Величайшая удача – две сохранившиеся печи в зале ожидания вокзала, облицованные глазурованной плиткой изумрудного цвета производства завода «Або». Они по композиции относятся к шатровому типу, характерному для эпохи ренессанса. Однако вставки на зеркале печи и балясины топочной части с характерными узорами на основе вьющейся волнистой линии говорят о том, что мы имеем дело с модерном.
В облике построенного в 1908 году вокзала Левашово можно усмотреть элементы деревянной архитектуры, свойственной станции Нейшлот в Финляндии. Окна различной формы, разнообразие объёмов и слегка заметная асимметрия также характерны для модерна.
К сожалению, здание на станции Озерки сгорело в 1993 году. Многие вокзалы, особенно Левашово и Парголово, потеряли первоначальные пропорции и масштаб с появлением высоких платформ. Здания вросли, ушли под слой земли и асфальта.
Финляндский национальный романтизм повлиял и на модерн в застройке Петербурга. Много характерных для северного стиля черт мы находим в доходных домах на Петроградской стороне.
Владимир Саблин
|