С начала эксплуатации перевезено более 38,7 млн человек
Интервью с начальником Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Алексеем Ушаковым.
– От первого рейса «Сапсана» нас отделяет десять лет. Алексей Владимирович, с чего начиналось скоростное движение? Что считаете главным достижением дирекции?
– Ярких и важных событий в истории дирекции было много. Начиная от запуска «Сапсанов» и «Аллегро» и до развития маршрутной сети поездов «Ласточка». Помню, как встречали в порту Усть-Луга первый «Сапсан», прибывший из Германии по морю. Как строили в Металлострое цех для обслуживания скоростных поездов. Как обкатывали экспресс и как готовились к первому рейсу, состоявшемуся 17 декабря 2009 года. Этот день стал настоящим праздником для персонала и для пассажиров.
Лучшие специалисты, самые грамотные профессионалы отбирались для работы на «Сапсанах». И эта традиция поддерживается. В канун Дня высоких скоростей в Дирекции скоростного сообщения прошёл конкурс профессионального мастерства, в котором победил наш проводник «Сапсана» Юрий Генрих... Но главным достижением дирекции считаю то, что сложился коллектив единомышленников, способных решать самые сложные задачи.
– Немало было и скептиков, которые критиковали идею организации регулярного движения высокоскоростных поездов между двумя столицами. Не верили, что экспрессы будут пользоваться популярностью. Насколько вырос пассажиропоток за эти годы? Какова заполняемость составов?
– Разумеется, главным для нас является востребованность скоростных поездов и положительные отзывы пассажиров. Ежегодно мы наблюдаем рост пассажиропотока на всех маршрутах, где дирекция является перевозчиком. Считаю важным тот факт, что мы смогли вывести на рынок современный, скоростной и комфортный транспорт, который пользуется популярностью. Да, десять лет назад были скептики, которые уверяли, что из-за дороговизны билетов экспрессы будут ходить полупустыми. Сейчас «Сапсан» – признанный флагман на рынке пассажирских перевозок. Определяющими факторами, которые задают темпы роста, являются скорость, качество обслуживания и комфорт.
В апреле этого года мы встречали на Московском вокзале 35-миллионного пассажира поезда «Сапсан», а уже сейчас с начала эксплуатации перевезено более 38,7 млн человек. Только в ноябре этими поездами воспользовались 464 тыс. путешественников, что на 14,7% больше, чем в прошлом году.
Средняя населенность «Сапсанов» составляет 97%. Но на некоторых рейсах мы фиксируем населенность больше 100%. Это за счёт того, что на промежуточных станциях кто-то из пассажиров выходит, и вновь вошедшие тут же занимают их места, которые почти всегда в дефиците. В праздничные дни мы назначаем максимальное количество поездов. Например, на новогодние дни будет по 29 рейсов «Сапсана» на маршруте Санкт-Петербург – Москва.
– Сколько скоростных экспрессов сегодня курсирует на маршрутах Северо-Западной дирекции?
– Дирекция скоростного сообщения в Северо-Западном регионе является также перевозчиком на поездах «Аллегро», курсирующих в российско-финляндском сообщении, на поездах «Ласточка» на маршрутах: Санкт-Петербург – Псков, Санкт-Петербург – Сортавала, Санкт-Петербург – Бологое. Спрос на наш продукт растёт. Приходится назначать дополнительные поезда. Показателен такой пример. Не ожидая большого пассажиропотока, мы запустили всего две пары «Ласточек» на маршруте Санкт-Петербург – Псков. Спрос оказался таким, что сейчас количество рейсов увеличено до восьми. А на пиковые даты мы назначаем сдвоенные поезда с целью удовлетворения повышенного спроса.
Если говорить о международном экспрессе «Аллегро», то его услугами только в ноябре этого года воспользовались 42 тыс. пассажиров (+17,3% к ноябрю 2018 года). Всего с момента запуска международного скоростного сообщения между Санкт-Петербургом и Хельсинки перевезено 3,8 млн человек поездами «Аллегро». Этот экспресс введён в обращение на год позже, чем «Сапсан». Ежедневно курсирует по 4 состава. Их пассажирами в этом году уже стали более 510 тыс. человек, что превышает уровень прошлого года на 15,7%.
– Как отбираете персонал проводников-стюардов, локомотивные бригады? Назовите, пожалуйста, лучших.
– Мы рассматриваем кандидатов, уже имеющих профессию проводник пассажирского вагона 3-го или 4-го разряда, а также тех, кто не имеет опыта, но готов пройти обучение и подготовку в нашем учебном центре. Кандидаты проходят несколько этапов отбора, который включает в себя: собеседование, психологическое тестирование, проверку знания английского языка, уровень которого должен быть не ниже Beginner. А главное – умение общаться с людьми, дисциплинированность. Всеми этими качествами обладают наши лучшие проводники: Виктория Парфёнова, Пётр Полушин, Оксана Левус, а также лучшие среди локомотивных бригад: Михаил Брик, Марат Ахметов, Евгений Хаустов и другие.
– Первые «Сапсаны» эксплуатируются уже 10 лет, «Аллегро» – 9. Нуждается ли парк скоростных экспрессов в обновлении?
– В марте 2018 года началась масштабная модернизация поездов «Аллегро». Эта большая работа уже завершена. В вагонах всех классов заменили обивку кресел, а также произвели нумерацию кресел с использованием шрифта Брайля. Проведён рестайлинг экстерьера и интерьера поезда. Обновлены напольное покрытие и информационные мониторы. Кресла в вагонах первого класса стали более комфортными, также их оснастили розетками для зарядки мобильных устройств и оборудовали специальные ниши для размещения ёмкостей. Проведена модернизация зоны самообслуживания – там размещена кофе-машина Nespresso. В купе-переговорной стало ещё удобнее – появились поворачивающиеся кресла, мониторы с возможностью USB-подключения, а также кнопки вызова персонала. Установлена настенная магнитная доска, которую можно использовать для бизнес-презентаций.
Началась модернизация и «Сапсанов». Состав № 1 уже прошёл обновление. Сегодня на Ленинградском вокзале состоится его презентация перед первым рейсом. В ближайшие два года будут модернизированы все 16 составов. Инженеры руководствовались в первую очередь пожеланиями пассажиров, которые неоднократно обращали внимание на отсутствие розеток и возможности регулировки освещения, выражали желание предусмотреть больше комфорта для пассажиров с детьми. Так, для самых маленьких пассажиров была организована отдельная игровая зона и специализированные места для размещения детских колясок в вагоне № 10, а в туалетной комнате вагона № 9 появился пеленальный столик. В вагонах бизнес-класса заменены кресла и добавлены два купе-сьют (специально выделенная зона с двумя посадочными местами, затемнённая стеклянными перегородками), поменялся интерьер «вагона-бистро» с акцентом на эргономические качества и технологичность (дополнительные беспроводные устройства зарядки для телефонов и гаджетов на столиках бистро, отдельная зона для индивидуальных переговоров).
– Планируется ли поступление новых вагонов и составов?
– Максимально используя возможности существующей инфраструктуры, мы решили приобрести дополнительную партию десятивагонных высокоскоростных поездов «Сапсан» – 13 единиц. Новые поезда, как и предыдущие две партии, построят в Германии, в Крефельде. А элементы интерьера будут установлены на базе инновационного депо «Металлострой» в Санкт-Петербурге. Ряд компонентов поставят российские предприятия, например, систему безопасности, радиосистему, систему оповещения пассажиров, фальшборты и др. Впервые проверку и настройку компонентов состава будут осуществлять российские специалисты, прошедшие стажировку в Германии.
Новые «Сапсаны» уже осенью 2022 года начнут курсировать между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом.
Беседовала Евстолия Чувашева
|