На полигоне Октябрьской развитие получает и пригородное, и дальнее пассажирское сообщение
Интервью с начальником Октябрьской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Тимофеем Шманёвым.
– Тимофей Михайлович, какие новые маршруты были запущены на полигоне Октябрьской железной дороги в текущем году?
– При создании новых маршрутов мы всегда в первую очередь учитываем пожелания клиентов. Так, с 3 августа был изменён маршрут следования скоростного поезда «Ласточка» Петрозаводск – Псков, путь которого теперь пролегает через Дно (вместо Луги) с остановкой в районном центре на станции Порхов. Новым маршрутом уже воспользовалось 37 тыс. пассажиров. Также по субботам и воскресеньям маршрут двух пар поездов Санкт-Петербург – Псков продлён до станции Печоры-Псковские, а с 20 сентября появилась ещё одна вечерняя пара составов, которая ходит по этому маршруту ещё и по пятницам. В текущем году электропоездами «Ласточка» на данном маршруте перевезено 594,5 тыс. пассажиров. В планах – дальнейшее продление печорского маршрута «Ласточки» до приграничной эстонской станции Койдула. С этой станции планируется организовать пересадку на поезда эстонской железной дороги с возможностью дальнейшего следования до Таллина.
В августе организовано движение беспересадочного вагона сообщением Великий Новгород – Сухум. В летний период этим маршрутом воспользовались более 1,5 тыс. человек.
– В следующем году Республика Карелия отмечает 100 лет. Есть ли новые маршруты для этого субъекта федерации?
– В июле запущены беспересадочные вагоны по маршруту Москва – Петрозаводск – Сортавала, а с декабря назначен поезд Москва – Санкт-Петербург – Сортавала – Петрозаводск с беспересадочными вагонами Москва – Горный парк Рускеала. Таким образом, поезд сделает большое кольцо по Карелии, что, по нашим подсчётам, позволит увеличить пассажиропоток на этом направлении на 15%. Поезд № 17/18 в сообщении Петрозаводск – Москва с 3 декабря 2019 года начинает курсировать двухэтажным составом.
– Какие ещё новые маршруты были запущены в этом году?
– У нас появились новые продукты, например, туристический поезд на паровой тяге, следующий по маршруту Сортавала – Горный парк Рускеала и пользующийся большим спросом. За несколько месяцев существования он перевёз 34,3 тыс. пассажиров.
Кроме того, у поезда № 79/80 Калининград – Санкт-Петербург изменён маршрут следования, теперь он стал курсировать через Великий Новгород. А маршрут поезда № 41/42 сообщением Москва – Великий Новгород продлён до Нижнего Новгорода.
Мы думаем создавать и другие продукты, на этапе организации которых нам необходима помощь субъектов Российской Федерации и средств массовой информации, способных популяризировать новые маршруты.
– Какая работа проводится в отношении подготовки новых международных направлений?
– В сентябре проведена тестовая поездка из Санкт-Петербурга в Иматру, поезд проследовал через Выборг и Светогорск. Надеемся на скорейший запуск этого маршрута, однако его появление на постоянной основе требует решения множества вопросов.
– На ОЖД широко практикуется продажа железнодорожных билетов через Интернет. При этом жители небольших посёлков, имеющих слабое покрытие сети, не всегда могут воспользоваться услугой. Что делается для решения этой проблемы?
– Действительно, за 90 суток до отправления можно купить билеты на большинство поездов дальнего следования через Интернет. Но в некоторых регионах возникают сложности с приобретением билетов пассажирами, проживающими в небольших посёлках Псковской области и Карелии, поэтому на таких станциях мы открываем кассы с удобным режимом работы. Но даже этот шаг не может полностью компенсировать возможности Интернета: во-первых, кассы функционируют не круглосуточно, во-вторых, возле них часто выстраиваются очереди. Следовательно, очень важным вопросом для нас является обеспечение устойчивого сигнала GSM в удалённых регионах. И этот вопрос мы намерены решать совместно с администрациями городов и муниципальных образований.
– Приказ Минтранса разрешил назначение пригородных поездов, следующих на расстояние более 200 км, правда, только в границах одного субъекта федерации. Это нововведение как-то скажется на назначении новых маршрутов?
– До недавнего времени 200 км были тем барьером, который нас ограничивал. Мы не могли назначить один пригородный поезд, покрывающий большее расстояние. Теперь перед нами открылись новые возможности, и мы думаем о назначении новых маршрутов. В первую очередь, это актуально для Мурманской, Псковской областей и Республики Карелии.
– На ОЖД существует достаточное количество малодеятельных участков. Есть ли какая-то программа их развития?
– Да, таких участков много, этим словом мы обозначаем те, на которых практически нет грузового движения, а ходят только редкие электрички и поезда дальнего следования. Сложность в том, что малоинтенсивные участки требуют особого технического обслуживания, и если на них осуществляется недостаточная эксплуатационная работа, они становятся убыточными, что в итоге вызывает вопрос о выводе их из эксплуатации. К сожалению, такие примеры есть. Это участки Гдов – Сланцы и Лебяжье – Краснофлотск, которые были признаны неперспективными, в результате ОЖД отказалась от их эксплуатации, но по прошествии нескольких лет в них снова возникла потребность. Но сейчас назначить там поезда уже невозможно, поскольку железнодорожное полотно пришло в негодность. Чтобы такая же судьба не постигла другие малоинтенсивные участки, требуется отнестись к вопросу об их перспективности с внимательностью и осторожностью.
– Железная дорога активно взаимодействует с рядом компаний, осуществляющих перевозку пассажиров. А есть ли проекты, совместные с автотранспортными предприятиями?
– Мы активно взаимодействуем с компаниями, организовывающими работу автотранспорта. Ведь очевидно, что прибытие поезда должно быть согласовано с расписанием всех видов местного транспорта, будь это рейсовый автобус или маршрутное такси. В противном случае, это будет негативно отражаться на комфорте пассажира, вынужденного много времени проводить в ожидании автотранспорта. Вследствие этого нами проведена большая работа в Псковской области. В результате нашего сотрудничества с «Псковпассажиравтотрансом» организованы собственные кассы на железнодорожных вокзалах, а расписание автобусов согласовано с прибытием «Ласточек».
В других регионах, например, в Карелии, мы часто сотрудничаем, в том числе, и с компаниями-владельцами водного транспорта. Так, наша служба провела переговоры с представителями Валаамского монастыря, после чего расписание «Метеоров» было синхронизировано с прибытием «Ласточек» в Сортавалу.
Беседовала Елена Харламова
|