При капитальном ремонте главного хода страны на участке Любань – Торфяное применяется новая геоинформационная система
Завершается капитальный ремонт второго пути участка Любань – Торфяное протяжённостью 28 км на скоростном ходу Санкт-Петербург – Москва. После его окончания в конце октября установленная скорость на участке повысится до 250 км/ч. Здесь применяется новая технология постановки пути в проектное положение.
Ритм капитального ремонта сродни маховику поточной линии. Вчера путевая колонна, которую возглавляет главный механик Путевой машинной станции № 88 (ПМС-88) Эдуард Путенис, меняла инвентарные рельсы на длинномерные плети, а сегодня она занимается разборкой старой решётки и укладкой новой.
Краном на разборке пути управляет Николай Никифоров, наверху лебёдками командует Муйдинджон Арабоев. Вслед УК неотступно по щебню следует бульдозер. Вместе с юрким, способным развернуться прямо на месте мини-погрузчиком он планирует земполотно, на которое укладочный поезд кладёт новую решётку. Бригада на укладке не отстаёт от коллег на разборке. Задание на сегодняшний день немалое: надо уложить 2400 метров пути. Безветренная тихая осенняя погода тому на руку.
Машинист крана Дмитрий Кавунов точно выводит машину к стыку, и монтёры Александр Макаров, Сергей Григорьев и Дмитрий Лисицын цепляют 25-метровое звено нового пути к траверсам. Звено с кареткой, управляемой крановым оператором Дмитрием Васильевым, бежит под стрелой и точно ложится на щебень. Накладки соединяют нити в общий путь. Всё! Кран без промедления катится дальше.
На конвейере каждый делает своё дело. Монтёры в «желтухах» следуют за укладочным поездом, чтобы как следует установить накладки и поставить клемму скрепления Пандрол-350 в рабочее положение. По словам Эдуарда Путениса, работники ПМС работают с прогрессивным упругим скреплением уже лет восемь.
– Конечно, это скрепление куда удобней КБ, – говорит монтёр Александр Иванов, устанавливая ключом клемму. Он работает с Пандролом два года. – Не надо ползать, закручивать болты, всё просто, удобно.
По словам Сергея Гурьева, начальника Маловишерской дистанции пути, которой предстоит обслуживать участок, все работники дистанции освоили работу со скреплением Пандрол-350.
Цепочка укладки не работает без поддержки специального состава, на который загружены ожидающие своего времени пакеты звеньев. Как рассказал дорожный мастер Андрей Иевлев, длина состава – 800 метров. Всего на 2400 метров пути уходит 16 пакетов новой решётки. В каждом деле свои нюансы, и забот на перетяжке пакетов хватает. Самоходную машину ЖДСМ с платформами ведёт вперёд находящийся в высоко поднятой кабине машинист Владимир Усольцев. Всё время слышны переговоры по рации: «Давай натяжечку. Закрыл. 22-й, дайте ещё разок». Пакет новой решётки по коридору платформ подгоняет лебёдка, перетяжкой пакетов занимаются монтёры Андрей Кислов, Максим Гарбуз и Егор Власов. Нередко требуется и настоящая мужская сила. На помощь приходят студенты-практиканты из Воронежского железнодорожного техникума: с мая после третьего курса они трудятся, надев каски и жилеты, в ПМС-88. Никите Жданову и Марику Нгуену работа, судя по улыбкам на их лицах, приносит радость. Есть здесь и студенты Брянского Регионального железнодорожного техникума.
Скорости на железной дороге повышаются, технологии строительства пути усложняются. Непременным звеном ремонта пути стала глубокая очистка балласта с целью повышения его эластичности и электроизоляционных свойств. Машины ЩОМ и RM-70 работали в этот день после укладки на других перегонах. В самом хвосте шёл состав из планировщика балласта РПБ-01 и жёлто-синего «Динамик-подбивочного экспресса 09-3X», который вёл окончательную отделку и установку пути в проектное положение. Эта уникальная машина предназначена для комплексной выправки и стабилизации пути. Она одновременно подбивает три шпалы без остановки, рабочая тележка перемещается к следующим шпалам, как бы догоняя машину. Агрегат обеспечивает динамическую стабилизацию пути, имеет подъёмно-рихтовочное устройство, щётки для очистки шпал и рельсов.
Задание на выправку пути «Динамика 09-3Х» формируется за счёт съёмки натурного положения пути в высокоточной координатной системе путеизмерительным комплексом ПК ГЕО-2, разработанным АО «НИИАС». Приборы путевой машины работают по программному заданию, с привязкой к реперным точкам, имеющимся на главном ходу. Благодаря этому максимально повысилась точность постановки пути в проектное положение.
– Благодаря нашей технологии точность постановки пути в проектное положение в плане и профиле – до 10 мм. Это соответствует зарубежным требованиям для участков высокоскоростного движения, – рассказал руководитель Центра инновационных спутниковых технологий АО «НИИАС» Алексей Нуйкин.
Дорожный мастер ПМС-88 Константин Иванов за новую систему ремонта пути голосует обеими руками. Он работает с москвичами с самого начала капремонта участка в сентябре.
– Работать стало намного проще, удобнее, интереснее, – говорит он. – Путь становится качественнее. Проектные отметки выставляются теперь сразу же при проходе, раньше для измерений мы пользовались нивелиром и рулеткой.
Константин Ананьевич трудится в ПМС уже 27 лет. Скучно ли на одном месте? Смеётся: железная дорога – это романтика. Немало ему дало общение с Георгием Зверевым, который возглавлял предприятие многие годы. И всегда первое лицо было на переднем фронте укладки.
В ходе ремонта на участке преобразуются и станции. Так, по словам дежурной Ирины Кругловой, на станции Торфяное уложено одиннадцать новых стрелочных переводов. Меняется и полоса отвода: здесь экскаватор планирует грунт, идёт укладка водоотводных кювет.
Лента путевого конвейера подкатывается к Любани – родному городу Павла Мельникова. Вот бы порадовался первый министр путей сообщений России!
Владимир Саблин
|