В середине июля СМИ сообщили, что на пешеходном переходе на станции Мстинский Мост высокоскоростной поезд «Сапсан», следовавший из Петербурга в Нижний Новгород, сбил корову. Происшествие получило широкий общественный резонанс: одних беспокоила сохранность подвижного состава, других – жизнь животных. Эта ситуация стала поводом для нашего обращения в службу пути Октябрьской дирекции инфраструктуры.
Деятельность ОАО «РЖД» по сокращению вредного воздействия на природу заключается не только в сокращении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, переводу котельных на альтернативные, экологические виды топлива, но и в бережном отношении к фауне тех мест, по которым проходит железная дорога.
По итогам семи месяцев 2019 года на Октябрьской зафиксировано 13 выходов крупного рогатого скота на пути. В результате повреждены три головных вагона высокоскоростного подвижного состава и локомотивов. Эти показатели схожи с прошлогодними: за 12 месяцев было 20 выходов животных и 7 случаев повреждения.
– Чаще всего виновниками столкновений являются лоси, но иногда под колёсами поезда оказывается домашний крупный рогатый скот, в основном коровы, – рассказывает заместитель начальника службы пути Октябрьской дирекции инфраструктуры Александр Качанов. – Впрочем, это единичные случаи, поскольку домашний скот, похоже, знает правила дорожного движения. И это не шутки: в поле зрения камер наблюдения и тепловизоров постоянно попадают коровы, пересекающие железнодорожные пути исключительно по пешеходному переходу. Есть только одна проблема – видимый спектр не позволяет им различать, какой свет горит на светофоре, поэтому нарушения всё-таки случаются.
А вот с дикими животными всё несколько сложнее. Чтобы избежать столкновения, приходится использовать акустическую систему отпугивания животных от поездов. Ещё в 2010 году в качестве опытного участка выбрана скоростная линия Санкт-Петербург – Москва. По сравнению с другими видами защиты эта система позволяет не нарушать пути их миграции, как это случается при постройке ограждений.
– Сейчас система используется на двух участках, – продолжает Александр Качанов. – Это перегон Рощино – Зеленогорск высокоскоростного участка Санкт-Петербург – Бусловская и Торбино – Боровёнка на линии Москва – Санкт-Петербург. Эти участки были выбраны ввиду наличия там миграционных троп диких животных.
Информация о миграционных тропах была получена от лесхозов и охотничьих хозяйств. Действие каждого комплекса охватывает участок протяжённостью 3 км. Акустические системы установлены в шахматном порядке, через каждые 50 м, вдоль первого и второго главного пути. При этом через каждые 100 м сняты рамно-сетчатые заграждения, чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение животных через пути при отсутствии приближающегося поезда.
Принцип работы следующий: при приближении подвижного состава система воспроизводит естественные тревожные звуки – лай собак, рычание животных, крики птиц и другие. Воспроизведение звуков включается только на время приближения и прохождения состава. Для этого в систему передаётся поездное положение из аппаратно-программного комплекса диспетчерского контроля (АПК-ДК). Она не позволяет косулям, оленям, лосям, кабанам, лисам и другим животным пересекать железнодорожные пути в момент приближения поезда. Система минимизирует случаи гибели диких животных в результате столкновения с составами, и при этом позволяет им пересекать железнодорожное полотно, когда опасность столкновения отсутствует. Оснастить другие участки выхода животных в полосу отвода пока не позволяет действующее ограничение на закупку импортного оборудования.
– Главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев предложил соответствующим службам найти отечественных производителей и сформулировать техническое задание на разработку российского аналога этой системы, – объясняет Александр Качанов. – И тогда мы сможем продолжить работу по установке комплекса акустического отпугивания животных на других высокоскоростных участках нашей дороги.
Там, где нет скоростного движения, работает система информирования «машинист – диспетчер». Когда вдоль путей или на полосе отвода замечены дикие животные, срабатывает ограничение скорости для всех поездов, грузовых и пассажирских, вплоть до их остановки, пока животные не покинут опасный для них участок. Работают и тепловизоры, установленные на оборудованных переездах. Они также позволяют обнаружить животных и предотвратить столкновение.
Алексей Чумаков
|