На Октярьской идёт обновление арсенала пожарных поездов
В нынешнем году на Октябрьскую дорогу пришли два новых пожарных поезда, которые сейчас ожидают включения в боевой расчёт. За последние 7 лет, в рамках обновления подвижного состава пожарных поездов, на ОЖД поступили 12 составов нового поколения.
Принципиальные отличия между между старым и новым поколением заключаются в их технической оснащённости. На обновлённых цистернах-водохранилищах модернизированы грязесмывочные установки и воздуходувы, которые ускоряют процесс подачи воды, а также добавились буферные огни там, где раньше использовались красные флажки. Кардинально изменился и вагон – насосная станция. Весь состав начинён современной аппаратурой, работу которой регулируют электронные системы. Улучшены помещения личного состава и диспетчерская. Электроснабжение в поезде постоянное, при этом есть переход на аккумуляторный режим, можно задействовать дизель-генератор. Подвагонное пространство обеспечивает хранение до 500 литров дизельного топлива и до 300 литров бензина. Оборудованы специальные места для хранения пожарного вооружения.
При входе в вагон смонтирована небольшая котельная для обогрева в зимний период.
– Топить можно, как углём, так и дровами, – объясняет начальник караула (отделения) Александр Рыжковец. – Это резервный вариант, так как отопление электрическое. За него отвечает машинист насосных установок. Также в тамбуре оборудованы места компактного хранения того, что всегда должно быть под рукой: гаечных ключей и тормозных башмаков.
В вагоне предусмотрена санитарная зона для личного состава: душевая и туалет, зона приёма пищи с холодильником, микроволновой печкой, кулером и электрочайником. Следом идёт помещение газодымозащитной службы. Здесь хранятся индивидуальные защитные маски, оборудование для их проверки и резервные баллоны, а также аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Мозг пожарного поезда – диспетчерская, откуда осуществляется управление составом. На табло выводятся все параметры жизнеобеспечения вагона. Здесь же, у компьютера начальника караула, находятся отсеки для хранения конспектов проведённых занятий и стеллаж с рабочей документацией, поездная радиостанция и место для хранения боевого обмундирования.
– В отсеке управления вагона – насосной станции есть все современные методы контроля за показаниями параметров уровня и температуры воды в цистернах, состояние пено-
образователя, уровни топлива в баках и многое другое, необходимое для работы на месте ЧП, – рассказывает заместитель начальника пожарного поезда Игорь Михеев. – Автоматизирована система перекачки топлива из подвагонного пространства в мотопомпы, теперь не нужно бегать с канистрами, достаточно нажать одну кнопку. Двигатели помпы позволяют подавать 40 литров воды в секунду на расстояние до 100 метров. Здесь же есть лебёдки для снятия или подачи тяжеловесного оборудования.
Отметим, что и помпы, и лебёдки расположены по обе стороны вагона, в отличие от более ранних моделей, где это оборудование было только по одну сторону. Здесь же расположено всё пожарно-техническое вооружение отряда. Есть переносная мотопомпа для забора и подачи воды из естественных водоисточников. А также лафетные стволы-комбитеры, которые используются только в пожарных поездах. Дальность подачи воды достигает 100 метров в виде сплошной или распылённой, с изменяемым углом факела, струи воды или воздушно-механической пены. Пожарные пояснили, что пена необходима для тушения нефтепродуктов, в то время как серу лучше тушить водой.
Оперативность развёртывания зависит от сложности пожара и местности и составляет от 3 до 15 минут.
– Самым напряжённым было тушение полосы отвода на перегоне Ляскеля – Леппясилта в 2010 году, когда с пожаром боролись беспрерывно в течение недели, – вспоминают пожарные. – А три года назад мы трое суток ликвидировали пожар на складе шпал в Лодейном поле! Сложность была в том, что склад находился на частной территории, и попасть на неё не могли ни работники МЧС, ни мы, личный состав пожарного поезда.
Волховстроевские пожарные совместно с МЧС, восстановительными поездами и работниками железнодорожных предприятий регулярно проводят тренировки.
– На август запланированы полигонные учения, в ходе которых будет имитирован сход грузового и пассажирского вагонов, – сказал начальник пожарного поезда на станции Волховстрой Леонид Кирьянов. – В конце мая совместно с МЧС Ленинградской области свой пожарный поезд мы продемонстрировали нашим финским коллегам. Мы вместе отрабатывали ситуацию с лесными пожарами, чтобы оперативно предотвратить перекидывание огня на территорию соседнего государства. Было проведено полное боевое развёртывание, чтобы подробнее ознакомить иностранных коллег с пожарно-техническим оборудованием и вооружением Октябрьской дороги.
Алексей Чумаков
|