На Октябрьской железной дороге запущен первый в современной России ежедневный паровозный маршрут
Как уже сообщала газета «Гудок», 1 июня на полигоне Октябрьской состоялся запуск ещё одного туристического ретропоезда. На этот раз от станции Сортавала в горный парк Рускеала. Уникальность его в том, что сегодня это первый в России ежедневный маршрут на паровозной тяге. «Октябрьская магистраль», конечно, не могла оставить без внимания яркое событие, приуроченное к началу летних пассажирских перевозок, и направила своего корреспондента.
Началось путешествие на Финляндском вокзале Санкт-Петербурга, откуда в 6:05 отправилась «Ласточка» № 821Ч. Суперсовременный электропоезд доставил нас в Сортавалу за четыре с небольшим часа, которые благодаря комфортабельности этого подвижного состава и великолепным карельским видам за окном пролетели незаметно.
На платформе в Сортавале уже ждали сверкающие синей краской три новеньких вагона «Рускеала экспресс» – два купейных с местами для сидения и один вагон-ресторан. Их интерьер выполнен в стиле конца XIX – начала XX века. Доставить состав в горный парк был готов укутавшийся в клубы белоснежного пара СУ 250-74. Менее часа назад поезд освятили благочинный Приладожского округа настоятель Никольского храма протоиерей Андрей Бондаренко и священник храма иерей Антоний Радин.
Поздравил собравшихся с началом движения туристического ретропоезда заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов: «Мы запускаем этот проект для того, чтобы вам было удобно добираться до этого уникального места, знакомиться с историей железной дороги, горного парка и Республики Карелии. Всех с праздником! Пользуйтесь услугами Российских железных дорог, осваивайте новые туристические направления!».
Для запуска ретромаршрута пришлось восстановить почти трёхкилометровую часть железнодорожной ветки, проложенной когда-то к заброшенному теперь известковому заводу в Рускеале, отреставрировать поворотный круг для паровозов в Сортавале.
– Я благодарю работников Октябрьской железной дороги за то, что они смогли выполнить очень большой комплекс работ и в кратчайший срок этот проект реализовать, – продолжил Дмитрий Пегов.
По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД», может появиться ещё одна нитка графика из Сортавалы в горный парк. Она не будет состыкована с «Ласточкой», но окажется востребованной теми туристами, которые приехали в Сортавалу на два дня: посетили Валаам и на следующий день хотят поехать в горный парк.
В 10:40 ретропоезд трогается. Управляет «сушкой», которая тянет состав, машинист 2-го класса Сергей Сафонов из ТЧЭ-12. Сергей работает машинистом с 1999 года, а на паровозах – с 2014-го.
– Что привело Вас с современной техники на паровоз?
– Был машинистом-инструктором, – рассказывает Сергей Сафонов. – В нашу колонну ввели паровозы, нужно было ехать учиться работать на них. Пока машинистом обкатывался, понравилось.
– А что Вам больше всего нравится в паровозе?
– Он – живой. Его чувствуешь. И работа такая, что не расслабишься – постоянно держит в тонусе.
– Не хотите вернуться на современные локомотивы?
– Нет, – уверенно отвечает Сергей.
– А на какое максимальное расстояние Вам приходилось вести паровоз.
– 7,5 тыс. км за 13 дней – с «Золотым орлом».
В будке СУ 250-74 всё предельно аккуратно: металлические детали, которые должны блестеть, блестят, другие покрашены. Угольной пыли или тем более копоти, наличие которых можно было бы ожидать, и близко нет. Чувствуется, с какой заботой и любовью относятся железнодорожники к раритетной технике.
Машины этого типа строились с 1947 по 1951 годы. А «сушка», которая везёт нас в «Рускеалу» – 1948 года выпуска. Несмотря на 70 с небольшим ветеран вполне способен двигаться со своей конструкционной скоростью – 115 км/ч. Но так разгоняться нам не потребовалось. 40 км, отделяющие горный парк от Сортавалы, мы преодолели за комфортные 55 минут.
Ещё перед отправлением было решено посчитать, сколько угля «съест» паровоз за это время. Выяснилось, что помощнику машиниста Алексею Петещенкову (он тоже из ТЧЭ-12, работает на паровозах уже два года) пришлось забросить в топку 89 лопат с углём. Аппетиты у «сушки» довольно скромные, но это, конечно, далеко не вся «экономика», ведь котёл паровоза стараются не тушить и поддерживать его температуру постоянно…
– Сегодня в жизни Рускеалы произошло чудо. Открытие ежедневного маршрута значительно увеличит число посетителей. В жизни горного парка начался новый этап, – такими словами встретил прибывших председатель Комиссии эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения «Русского географического общества» Антон Юшко. По словам начальника управления по туризму Республики Карелии Екатерины Биктимировой, ожидается, что число туристов возрастёт с 300 тыс. до 350 тыс. в год.
Сергей Брызгало
|