У двухэтажки – юбилей

18.03.2019 | 19:16 

двухэтажный вагон  Санкт-Петербург - Москва  ТВЗ  ФПК 

Эволюция двухуровневых поездов: от продукции Верхневолжского и Коломенского заводов до современных комфортабельных вагонов

Двухэтажные вагоны на главном ходу Октябрьской были запущены четыре года назад. Было необходимо попасть в нормативы, и хотя новинка на пять тонн тяжелее обычного серийного вагона и на полметра выше, он полностью соответствует требованиям существующей инфраструктуры. Единственное, где пришлось модернизировать инфраструктуру, так это тоннельные комплексы в Сочи.

Однако двухэтажные поезда – вовсе не новинка: в этом году им исполняется 155 лет. Первые строились на Коломенском заводе, когда в 1864 году открылось пассажирское движение на участке Петергоф – Ораниенбаум. Дачная местность между этими городками была густо заселена, но шедший из Санкт-Петербурга поезд не мог останавливаться на каждой из четырёх платформ, расположенных на линии. Руководство дороги вышло из положения, организовав доставку прибывших на станцию Старый Петергоф дачников местным поездом, состоявшим из танк-паровоза и одного двухэтажного вагона. Поезд курсировал только в дачный сезон, считался нештатным и обслуживался такой же нештатной паровозной бригадой. Билетёрами и кондукторами служили студенты, желавшие летом подработать. Нештатный машинист позволял себе вольности: останавливался в пути «по требованию».

В 1905 году двухэтажный вагон создали и на Верхневолжском заводе железнодорожных материалов (ныне Тверской вагоностроительный завод). Забегая немного вперёд, сообщим, что именно этому заводу доверили выпуск новых российских двухэтажных вагонов уже в начале ХХI века. До революции небольшое количество двухэтажных вагонов делали и на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. Во времена Столыпинской аграрной реформы такие вагоны использовались для нужд переселяющихся в Сибирь безземельных крестьян, – люди ехали на втором этаже, а на первом – домашний скот. Однако проект не получил широкого распространения и быстро сошёл на нет.

Только в 1965 году – на этот раз специально для туристических целей – Ленинградским вагоностроительным заводом им. Егорова был выпущен «двухпалубный вагон с куполом обозрения» (пассажиры спали внизу, а пейзажами любовались на втором этаже). Век этого «двухпалубника» также был недолог. Выпустили всего 16 вагонов. Чудом сохранившийся образец нашёл приют в Ташкентском музее железнодорожной техники. А модель этого вагона находится в Центральном музее железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге.

И вот в 2009 году Тверской вагоностроительный завод получил заказ от РЖД на проектирование двухэтажных пассажирских вагонов. Целью инженеров было создание собственного нового российского варианта двухэтажного вагона. Проект был реализован и опробован спустя четыре года, – 1 ноября 2013 года по маршруту Москва – Адлер отправился первый в истории новейшей России двухэтажный поезд. Постепенно география «двухэтажных маршрутов» только росла.

В настоящее время в Северо-Западном филиале АО «ФПК» в эксплуатации находятся 134 двухэтажных вагона. Все они курсируют в четырёх поездах по двум направлениям: Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Адлер.

– Для обслуживания двухэтажных составов все поездные работники, а это более 400 человек – от начальников поездов до поездных электромехаников и проводников пассажирских вагонов – прошли обучение в Корпоративном кадровом учебно-методическом центре АО «ФПК» и успешно сдали экзамены на право выполнять свои обязанности на данном составе, – рассказал ведущий инженер штата управления качеством Северо-Западного филиала АО «ФПК» Павел Блинков. – А с февраля прошлого года к обслуживанию инновационного, нового подвижного состава двухэтажного поезда «Смена А. Бетанкур» в сообщении Санкт-Петербург – Москва приступили четыре поездные бригады, состоящие из бойцов круглогодичного отряда студентов-проводников «Смена».

Можно смело говорить о том, что двухэтажные поезда пользуются популярностью у пассажиров. За 2018 год в двухэтажных поездах Северо-Западного филиала перевезено 1,7 млн пассажиров, что на 52,3% больше, чем за 2017-й. Это понятно, ведь уровень комфорта в них высок, что и привлекает пассажиров. Для удобства и безопасности двухэтажные вагоны оснащены современными системами поддержания микроклимата, экологически чистыми туалетными комплексами, системами контроля безопасности и мультимедийными системами. Доступ в купе осуществляется на основе индивидуальных магнитных ключ-карт. К тому же каждый двухэтажный поезд адаптирован для людей с ограниченными физическими возможностями.

Алексей Чумаков

У двухэтажки – юбилей
Эволюция двухуровневых поездов: от продукции Верхневолжского и Коломенского заводов до современных комфортабельных вагонов
Гудок • https://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 12
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика