В музее железных дорог России после реставрации открылся для осмотра старейший сохранившийся в России четырёхосный почтовый вагон, построенный в 1902 году на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе в Риге.
Свой путь вагон начал на Самаро-Златоустовской железной дороге, пережил три революции, две мировые войны и другие потрясения минувшего столетия. Сделанный из дерева, он не раз мог сгореть, но судьба и время распорядились иначе, пощадив раритет.
На протяжении многих лет вагон использовали в качестве бельевой кладовой в пункте технического осмотра пассажирских составов дальнего следования на Финляндском вокзале.
Специалисты изучили кузов и с удивлением обнаружили сохранившийся исторический каркас, а также множество оригинальных деталей. В Государственном историческом архиве Латвии найдены заводские чертежи этого вагона, с которых были сняты копии.
Реставрация началась несколько лет назад, и в результате кропотливой работы интерьер полностью восстановлен. Внутри располагаются две багажные кладовые, служебное помещение для разбора корреспонденции, тамбур и уборная.
– Конечно, для нас старейший почтовый вагон, сохранившийся в таком прекрасном состоянии, ещё один ценный экспонат, – рассказал заместитель директора музея железных дорог России Павел Дунаев. – Большое спасибо нашим железнодорожникам, что благодаря им наша коллекция пополнилась очередным раритетом.
За время эксплуатации вагон неоднократно модернизировали в соответствии с духом времени. Например, с появлением электричества свечные фонари заменили лампами накаливания. Однако специалисты восстановили историческую справедливость и воссоздали транспортное средство таким, каким оно увидело свет в 1902 году, не упустив никаких мелочей. С внешней стороны вагона сделаны специальные почтовые прорези. И любой прохожий мог опустить сюда свой конверт, когда поезд не находился в движении. Такой способ был особо ценным, потому что подобные письма практически не подвергались цензуре.
Сотрудниками музея создана экспозиция по истории почтовых перевозок железнодорожным транспортом и организован доступ посетителей внутрь багажных кладовых. В скором будущем посетителей музея ждут встречи с новыми экспонатами, которые пока ещё ждут реставрации или восстановления. Многие из них сохранили свои интерьеры, но им необходима работа по приведению их к выставочному состоянию, чтобы было не стыдно показать посетителям музея.
– У нас есть фондовая площадка в Шушарах, где эта техника хранится, и готовится к новому выходу в свет, – делится планами Павел Дунаев. – У нас есть программа, благодаря которой эти экспонаты будут один за другим отправляться для выставочных мероприятий.
Сейчас своего «звёздного часа» ожидает старейший идентифицированный вагон отечественной постройки 1878 года. А за ним в очередь выстроились другие. Как сказал заместитель директора музея железных дорог России, по мере выполнения восстановительных и реставрационных работ, экспозиция будет периодически ротироваться, чтобы посетители смогли увидеть, как можно больше редких экспонатов. И чтобы каждое посещение музея становилось в новинку.
Алексей Чумаков
|