В депо Металлострой поступили новые двухсистемные «Ласточки»
Интервью с председателем первичной профсоюзной организации Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Андреем Пеллем.
– В конце февраля был запущен новый маршрут «Ласточек» Петрозаводск – Великий Новгород – Псков. В канун этого события в депо Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Металлострой была доставлена целая серия новых «Ласточек». Каковы характеристики нового подвижного состава?
– Это двухсистемные секции, созданные на заводе «Уральские Локомотивы». Поезда серии ЭС1П, в которых предусмотрена и работа с тепловозом. Это новый вид подвижного состава очень похож на серию ЭС2ГП, созданную тем же предприятием. Как уже говорилось, отличием является возможность работать на двух родах тока.
– Ваше депо оснащено по последнему слову техники. Как давно оно существует? И какие новинки были в нём использованы?
– Изначально наше депо создавалось для обслуживания пригородных поездов. Запуск его в работу состоялся 28 мая 2000 года. В 2008-м, когда стали готовится к эксплуатации «Сапсанов», его реконструировали с использованием последних научных разработок, уделив большое внимание вопросам охраны труда. Применён передовой опыт зарубежных промышленных предприятий. Так, разноцветную разметку в цехе ремонта переняли у лучших заграничных предприятий. Оранжевая зона сигнализирует работникам о повышенной опасности этой территории. Ведь когда ремонтные позиции свободны, по цеху ездят погрузчики, доставляющие инструмент и материалы, и работники должны быть предельно внимательны. Заезжать в «зелёную зону» погрузчики не имеют права, следовательно, там железнодорожник может свободно перемещаться – она безопасна.
– Какие ещё методы повышения безопасности применяются на предприятии?
– У нас всё подчинено заботе о человеке. Так, чтобы подать напряжение на контактный провод, необходимо воспользоваться специальными ключами, которые выдаются нескольким работникам после снятия напряжения. И снова его включить можно только после того, как все они соберутся у дежурного по компании «Сименс» – именно она занимается ремонтом и техническим обслуживанием поездов «Сапсан» и «Ласточка» – а тот вставит ключи в блокировочное устройство. Следовательно, включить напряжение случайным образом – невозможно. Кроме того, ремонтные канавы снабжены возможностью подачи на контактный провод тока любого рода: и переменного, и постоянного. На территории России используются оба. В парке нашего предприятия есть поезда, работающие на обоих, например, те, что эксплуатируются на участках Санкт-Петербург – Нижний Новгород и Санкт-Петербург – Петрозаводск.
– В вашем депо работники перемещаются на велосипедах. Почему?
– Это сделано для того, чтобы оптимизировать рабочее время и ускорить подачу инструмента. Велосипеды стоят на специальных парковках. Каждый из них подписан, поскольку принадлежит определённому цеху. Идея использовать их была перенята так же у ведущих зарубежных предприятий и отлично прижилась в нашем депо.
– Располагает ли Ваше депо оборудованием для обточки колёсных пар?
– Да, и мы уделяем большое внимание работе колёсного цеха. Если в поезде сломается двигатель, он просто становится, а вот возникновение неисправности колёсной пары на большой скорости может привести к трагическим последствиям. Поэтому всё, что касается колёс, делается скрупулёзно, с максимальной точностью. В пассажирских поездах допускается возможность расхождения от эталонных размеров на 1–3 мм, у скоростных отклонений от идеала не допускается вовсе. Ведь даже минимальное расхождение со стандартом для высокоскоростного поезда – это критический показатель. В нашем депо используют станки, позволяющие сравнивать колёсную пару с эталоном по множеству позиций и исключить отступления.
– Обслуживание подвижного состава требует большого запаса запчастей и материалов. Как оптимизирован процесс складирования?
– Складская система нашего предприятия уникальна для РЖД. Каждая запчасть находится на стеллажах под своим уникальным номером. Поэтому нет никаких залежей, излишков и недостачи. Каждая деталь значится в базе данных. Допуск на территорию склада имеет ограниченное количество людей.
Колл-центр компании «Сименс» работает круглосуточно. Здесь в режиме реального времени машинисту может быть оказана практическая помощь в устранении неисправностей, возникших в пути следования. Кроме того, у нас есть цех тяжёлых видов ремонта. Поскольку «Сапсаны» эксплуатируются почти десять лет, некоторые из них нуждаются, например, в замене двигателя. Появление этого цеха – большой успех Северо-Западной дирекции скоростного сообщения. Ведь этот шаг позволяет сохранять рабочие места. Да и сам ремонт в России обходится гораздо дешевле, чем в Германии. При этом его осуществление не может вызывать беспокойства у пассажиров, так как у этих составов большой потенциал: у них очень надёжные системы защиты, тяги, торможения. Срок службы этих поездов – 30 лет.
– Есть ли какие-то сложности с ремонтом импортных поездов?
– Они были в самом начале. Немецкий профиль колёс не подходил к параметрам нашего пути, в итоге колёсные пары сильно изнашивались. Удалось найти оптимальную форму профиля колёсной пары, и после обточки проблема ушла.
Сегодня одной из сложностей является поднятие щебня с пути потоками воздуха во время движения «Сапсана». В результате страдает не только подвагонное оборудование, но иногда разбиваются стекла вагонов. А в соответствии с технологией на вклейку нового стекла уходит более суток. К тому же стекло, его монтаж и, соответственно, простой вагона вкупе обходится в серьёзную сумму.
– Какие нововведения планируется произвести в С-З ДОСС в ближайшее время?
– В Северном крыле административного корпуса создана отдельная зона нашего пассажирского блока, где собраны все отделы дирекции, занимающиеся работой с пассажирами. Оснащена она по последнему слову техники. Её введение в эксплуатацию позволило собрать в одной точке всех работников, занимающихся обслуживанием пассажиров. Теперь железнодорожникам не надо будет бегать по кабинетам для решения различных вопросов. Ещё одним плюсом пассажирского блока является наличие в нём мультимедийных устройств, размещённых в больших, просторных кабинетах. Это нововведение настраивает железнодорожников на позитивный лад и создаёт у них хорошее настроение, что немаловажно перед поездкой. К тому же, на Московском вокзале готовится к запуску пункт оборота. После введения его в работу мы существенно сократим время, которое наши локомотивные и поездные бригады тратят на дорогу до депо, ведь теперь не надо будет подстраиваться под расписание электричек. Рабочий день у многих работников будет начинаться и заканчиваться в центре города рядом с метро.
Сергей Брызгало, Елена Харламова
|