Дороги военного времени

16.02.2019 | 10:00 

Волховстрой-I  Гдов  Гражданская война  Заневский Пост  Копорье  Луга-I  Мга  Мельничный Ручей  Новая Ладога  Новгород-на-Волхове  Новолисино  Овинище-I  Ораниенбаум-I 

Не всем известно, что в российской истории был период, когда путейское ведомство фактически осталось в стороне от строительства железных дорог. Это продолжалось около четырёх лет, начавшись почти сто лет назад.

В русле лозунга «Мы свой, мы новый мир построим» постановлением Высшего совета народного хозяйства от 18 июня 1918 года был создан Комитет государственных сооружений (Комгосоор), а 22 января 1919 г. возник его Петроградский отдел, который в Северо-Западной области (Новгородская, Олонецкая, Петроградская, Псковская и Череповецкая губернии) взялся – ни много ни мало – за строительство всех гражданских сооружений страны, в том числе железнодорожного и водного транспорта, гражданской инфраструктуры.

Планы у новой организации были грандиозные, однако время для их реализации было явно не подходящим. Шла Гражданская война, в стране царила разруха. Поэтому если железные дороги и строились, то в первую очередь для военных целей и в основном при помощи разборки не самых нужных путей. Поначалу Комгосоор занялся начатыми в дореволюционное время объектами. Например, перспективной выглядела Обь-Беломорская железная дорога, изыскательские работы для которой начались в 1916 году. В 1919-м планировалось от линии Сороки (Беломорск) – Котлас перейти к изысканиям на участке Пинега – Усть-Ухта – Троицкое к Чемашевской пристани на Оби. Но даже сукно для одежды изыскателей было дефицитом, а ведь предполагались работы в зимнее время при 50-градусных морозах! В поле зрения Комгосоора попала и недостроенная Ораниенбаумская электрическая железная дорога (Стрельна – Ораниенбаум) протяжённостью 36 км, а также Копорская (86 км). В октябре 1920 года декрет СНК «О железнодорожном строительстве» установил чёткий перечень линий, подлежащих достройке в ближайшее время. Это магистрали Петроград – Орёл (участок Лисино – Новгород, 125 км) и Петроград – Рыбинск (Мга – Овинище, 432 км). Но фактически занимались ими образованные ещё в дореволюционное время управления. Что же выпало на долю Комгосоора?

Главным образом организация нацелилась на снабжение топливом, например, торфом. В этом смысле перспективной выглядела Ириновская железная дорога. Но поскольку она была узкоколейной, а её подвижной состав оказался полностью изношенным, в 1920 году Комгосоор создал управление по перешивке дороги на стандартную колею. В случае реализации идеи залежи торфа с ириновских болот можно было бы возить на строящуюся в Уткиной заводи электростанцию, работа которой планировалась как раз на торфе. Поэтому было решено построить к ней ветку от Мельничного Ручья.

В составе Комгосоора на Лиговке имелось 58-е управление по постройке подъездных путей в 20-вёрстной полосе Петрограда. В 1919 году оно взялось за разработку проекта ветки к Политехническому институту, который без топлива был «обречён на закрытие на зимний сезон». Вести её собирались либо от Шувалово, либо от станции Ручьи, но, судя по всему, строительство так и не начали. По соседству, на Лиговской улице, 65, работало управление лесовозных ветвей. Такого рода дороги в то время выглядели перспективными, так как строились на время – пока лесные запасы в прилегающем районе не истощались – а затем переносились на другое место. Управление приступило к разработке веток в районах Лахты, Удельной, Пашском и Всеволожском лесничествах, но фактически закончило лишь одну – от станции Антропшино к бумажной фабрике «Коммунар».

Кто-то спросит: неужели Комгосоор не «покушался» на более солидные проекты? Было и такое. В 1921 году организация закончила изыскания интересной линии от Званки (ныне Волховстрой-1) до Новой Ладоги. Прошли изыскания и на 120-километровой линии Луга – Гдов. На её протяжении имелись большие резервы продовольствия (рыба, молоко, картофель и т.д.) и, конечно же, много леса, который можно было вывозить на обмен за границу (этот фактор особенно привлекал ВСНХ). Перспективной выглядела линия Вытегра – Масельская… В октябре образовали отдел экономических изысканий. Но развернуться ему не дали: постановлением Севзаппромбюро от 10 января 1922 года Комгосоор был ликвидирован. Иринстройку, ветки в Антропшино, Уткину заводь, а также Заневский Пост – Обуховский завод и ветку от Гдова к продовольственным складам передали в ведение НКПС.

Алексей Островский

Дороги военного времени
Не всем известно, что в российской истории был период, когда путейское ведомство фактически осталось в стороне от строительства железных дорог. Это продолжалось около четырёх лет, начавшись почти сто лет назад.
Гудок • http://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 14
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика