Поезд из 1943-го

12.02.2019 | 19:59 

Дорога Победы  Санкт-Петербург-Финляндский  СО17 — 2359  СО18 — 2018  Шлиссельбург – Поляны  ЭУ 683-32 

День, когда этот состав прибыл в осаждённый город, навсегда вошёл в историю отечественных железных дорог

На Финляндском вокзале состоялась необычная историко-театральная реконструкция, посвящённая прибытию 7 февраля 1943 года первого после прорыва блокады поезда с продовольствием.

В январе – феврале 1943 года всего за семнадцать суток была построена 33-километровая магистраль, соединившая существовавшую на участке Ленинград – Волховстрой платформу Поляны с освобождённым Шлиссельбургом. Линию Поляны – Шлиссельбург называли Дорогой Победы, благодаря ей была восстановлена связь осаждённого города с Большой землёй.

До начала мероприятия зрители – и те, кто специально пришёл, чтобы увидеть это действие, и ожидавшие своих поездов пассажиры – могли познакомиться с интересной выставкой. Она посвящена событиям, связанным с блокадой. Очень сильное впечатление производят фотографии: эвакуация с Финляндского вокзала, встреча возвращающихся домой после завершения войны советских солдат и офицеров, путевой маршрут того самого ставшего легендарным первого поезда.

– Этот состав привёз в город 800 тонн масла и армейское снаряжение, – сказал на предшествующей показу реконструкции торжественной церемонии председатель Совета ветеранов войны и труда Октябрьской дороги Павел Марков. – В тот же день с Финляндского вокзала на Большую землю отправился товарный поезд. Дорога Победы дала прибавку к голодному пайку ленинградцев, благодаря ей удалось осуществить важную операцию – перебросить на Ораниенбаумский плацдарм 2-ю ударную армию, где служил мой отец, она позволяла пополнять арсенал Красной Армии изготовленным на ленинградских предприя­тиях оружием.

7 февраля – особая дата в истории оте­чественных железных дорог. О мужестве и героизме людей, которые без каких-либо средств механизации – фактически лопатами и кирками проложили эту колею, написано много газетных и журнальных статей, недавно был снят художественный фильм «Коридор бессмертия».

– Дорога Победы строилась в невероятно тяжёлых условиях – морозы, непрекращающиеся обстрелы. И проводить поезда по ней было очень непросто. И в Ленинград, и из Ленинграда составы шли только ночью. Систем блокировки и сигнализации в современном понимании не было, молодые железнодорожники управляли движением с помощью флажков. Кочегарам тоже приходилось нелегко: они забрасывали поленья в топку так, чтобы, с одной стороны, хватало мощности паровозу, а с другой – чтобы не летели искры из трубы: это мог увидеть неприятель, и тогда начиналась бомбёжка, – сказал начальник Октябрьской дороги Владимир Голоскоков.

Среди собравшихся на вокзале зрителей было много детей.

– Это очень хорошо, – считает руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта Никита Каменир. – У ребят есть возможность пообщаться с нашими дорогими ветеранами, больше узнать о тех событиях.

После завершения церемонии её участники вышли на перрон. Под звуки песен военных лет приблизился ретро-состав: паровоз ЭУ683-32 1929 года выпуска, вагон-теплушка и два пассажирских вагона. Ветераны встречали его аплодисментами. Раздался вызывающий трепет в душе гудок, поезд остановился. Из теплушки на платформу вышли солдаты, к ним подошли милиционеры, и те, и другие – члены различных военно-исторических клубов. Объятия, рукопожатия, короткий митинг.

– Мы старались, чтобы реконструкция максимально точно воссоздавала события, которые 76 лет назад происходили здесь, на Финляндском вокзале, – сказал командир клуба «Прорыв» подполковник в отставке Михаил Журавлев. – Изучали документы, воспоминания очевидцев, читали газеты, внимательно рассматривали фотографии.

Вскоре к платформе подошли паровоз СО18-2018, обеспечивавший перевозки в годы Великой Отечественной войны, и паровоз СО17-2359 1948 года постройки. Царило праздничное оживление, щёлкали фотоаппараты и камеры, люди доставали из карманов мобильные телефоны. Ветераны фотографировались вместе с реконструкторами. Маленьких участников праздника было не оторвать от паровозов. Вместе с папами они забирались в будки машинистов, с любопытством рассматривали каждую деталь.

– Необычный, радостный день, меня захлёстывают эмоции, – не скрывал своих чувств машинист СО18-2018 Сергей Межерицкий, работник Эксплуатационного локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧЭ-12).

После завершения праздника вагоны вернулись в Музей железных дорог России, а паровозы отправились в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Мос­ковский.

Давид Генкин

Поезд из 1943-го
День, когда этот состав прибыл в осаждённый город, навсегда вошёл в историю отечественных железных дорог
Гудок • http://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 11
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика