На станции Ладожское Озеро состоялось возложение цветов к паровозу Эш-4375, который в годы блокады Ленинграда курсировал здесь по мало кому известной Ириновской ветке.
Сегодня Ладожское Озеро – это окружённая лесом тупиковая станция. А в годы блокады Ленинграда здесь буквально кипела жизнь. Именно сюда, на берег Ладожского озера, прибывали пригородные поезда с эвакуируемыми жителями блокадного города. Именно здесь концентрировалось продовольствие для ленинградцев, доставленное баржами или полуторками с восточного берега Ладоги.
В 1941–1942 году здесь функционировал Ладожский железнодорожный узел, в который входило пять станций, расположенных у разных причалов. Станция Ладожское Озеро имела более 20 железнодорожных путей. В двух километрах от неё располагалась станция Каботажная, ставшая центром пассажирских эвакоперевозок.
Этот узел был полноправной частью Дороги жизни, о которой написаны тысячи статей и книг. На нём трудились более пяти тысяч железнодорожников – специалистов, командированных из Ленинграда вследствие того, что очень многие депо и дистанции, находившиеся в городе, практически стояли без работы. А здесь рабочие руки были очень востребованы.
Память о многих из тех, кто провел здесь трудные военные годы, хранит сегодня музей, расположенный в здании вокзала. Его бессменный руководитель Екатерина Дингилевская буквально по крупицам собирает материалы, воссоздавая тем самым картину ладожских железнодорожных будней. В первые годы после создания музея, а это было в 1975-м, сюда приходили участники тех грозных и памятных событий, приносили свои фотографии, сохранившиеся документы и письма, подлинные военные предметы. Что-то подарили музею воды Ладоги в прямом смысле этого слова.
Время от времени волны выносят на берег обломки рельсов, шпалы, костыли и даже колёсную пару старого блокадного вагона. Все эти «сувениры» и составляют основу экспозиции. Сейчас участников войны приезжает всё меньше и меньше. Но приходят люди следующих поколений. А самое главное – школьники, которые задают очень много вопросов.
Ежегодно в дни памятных блокадных событий на станции бывает заместитель начальника Октябрьской железной дороги по Санкт-Петербургскому территориальному управлению Игорь Наталенко. Внук блокадницы, он очень близко к сердцу принимает военную тему.
Многое делается для того, чтобы поддерживать и музей, и привокзальную территорию в подобающем состоянии. Не так давно выполнена и полная реставрация легендарного паровоза Эш-4375. Машина была демонтирована и доставлена в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Там её перебрали и отрегулировали все приборы управления, провели покраску корпуса паровоза и тендера, установили освещение и нанесли знаменитую надпись – «Всё для фронта, всё для Победы».
Мемориально-музейный комплекс на станции Ладожское Озеро по насыщенности материалами и экспонатами сегодня нисколько не уступает другим военным музеям, расположенным на Ладожском берегу.
Светлана Канаева
|