Гудок победы

26.01.2019 | 18:00 

Великий Новгород  Музей ЖД России  Новгород-на-Волхове  СО17 — 2359 

Вокзал в Новгороде стал центром юбилейных торжеств

20 января исполнилось 75 лет со дня освобождения Великого Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Праздничные мероприятия в городе продолжались почти всю прошлую неделю. А пик торжеств пришёлся на воскресенье.

В этот день состоялись литургия в Софийском соборе, военный парад, церемония возложения венков и цветов у мемориала «Вечный огонь славы», выставки, концерты, над городом прогремел салют.

Новгород был захвачен врагом 15 августа 1941 года. Оккупанты почти полностью уничтожили древний город. 14 января 1944 года началась Новгородско-Лужская наступательная операция, в ходе которой Красная Армия освободила Новгород. Уже в феврале в город по железной дороге стали приезжать его восстановители. К слову, одним из первых восстановленных общественных зданий был железнодорожный вокзал. Он распахнул двери для пассажиров в январе 1953 года.

…Утром 20 января на перроне начали собираться горожане. Они ожидали прибытия необычного поезда. В 9.59 показался паровоз, который тянул за собой два вагона – теплушку и изготовленный в тридцатые годы прошлого века пассажирский вагон. Паровоз дал гудок, состав остановился. Раздались крики «ура», пожилые люди аплодировали, малыши забирались на плечи своих пап, чтобы лучше разглядеть поезд.

Вышедшие из теплушки люди в одежде военной поры направились к стоящей на платформе машине-полуторке, забрались в её кузов. «Всё, что разрушил враг, построим заново! Новгород освобождён, скоро будет снята и блокада Ленинграда!» – воскликнул один из пассажиров грузовика. Машина двинулась в путь.

– Реконструкция прибытия в Новгород его первых восстановителей – инициатива администрации нашего города, – сказала начальник отдела творческих проектов Новгородской областной филармонии Марина Головина. – Руководство Октябрьской дороги оказало нам безвозмездную помощь.

Мало того, что в роли самих восстановителей выступали артисты двух новгородских коллективов: театра-студии «Эксперимент» и Театра юного зрителя «Виват», но и каждый железный участник праздника имел свою боевую славную биографию. Вагоны для праздничного действия прибыли из Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге. Интересна и судьба полуторки. В январе 1944 года эта машина провалилась под лёд в ходе Новгородско-Лужской операции. Спустя почти семьдесят лет её подняли со дна и отремонтировали.

Но собравшихся на перроне новгородцев, особенно детей, конечно, больше всего привлекал паровоз. Они внимательно осматривали его со всех сторон, фотографировали. Ещё бы, ведь многие своими глазами видели всамделишный паровоз впервые в жизни!

Паровоз СО 17-2359 был изготовлен в 1948 году на Красноярском паровозостроительном заводе (ныне предприятие «Сибтяжмаш»). Его трудовой путь продолжался до 1985 года. Перед «выходом на пенсию» работал в депо Малая Вишера и Дно. А затем оказался в депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.

– О нём надолго забыли, – говорит бригадир участка ремонта паровозов ООО «ЖД Ретро-Сервис» Алексей Грук. – Мы восстановили его в 1996-м. В депо нашлись чертежи, сама машина находилась в относительно неплохом состоянии. Потому работы продолжались не очень долго, примерно полгода.

Сейчас этот паровоз возит туристов, участвует в маневровых работах, снимается в кино. В частности, одна из последних его ролей – в последней киноверсии романа «Анна Каренина».

Паровоз серии СО-17 способен развивать скорость до 70 км/ч. Тем не менее 200-километровый путь от станции Шушары до Новгорода-на-Волхове ретро-состав преодолел за девять часов. Дело в том, что ретро-вагоны могут двигаться со скоростью 25 км/ч, на кривых участках – и того меньше.

Поезд привел машинист паровоза локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский (ТЧ-12) Вадим Гуков. Он был одет в форму техника-лейтенанта тяги.

– В 1982 году я окончил ПТУ № 34, ныне это лицей железнодорожного транспорта, – рассказывает Вадим Гуков. – Вскоре после того, как начал работать на железной дороге, старшие товарищи познакомили меня с паровозом, и с тех пор я «заболел» этой машиной.

Кстати, Вадим вместе со своим паровозом участвовал в съёмках фильма «Анна Каренина», хотя в кадре не появлялся. Зато прибытие на паровозе в Новгород стало для машиниста настоящим звёздным часом. Как только Гуков спустился на платформу, гости праздника забросали его вопросами: «Как это – быть сейчас машинистом паровоза?», «Неужели паровозы вновь востребованы на железной дороге?». Вадим отвечал охотно, с его лица не сходила улыбка. Помогал малышам подняться по лестнице, чтобы они могли заглянуть в паровозную будку.

Через несколько часов ретро-состав отправился в обратный путь. Оставшиеся на перроне новгородцы провожали его добрым и немного грустным взглядом.

Давид Генкин

Гудок победы
Вокзал в Новгороде стал центром юбилейных торжеств
Гудок • http://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 9
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика