В эксплуатационном локомотивном депо Великие Луки завершено формирование экспозиции памятника трудовой доблести нескольких поколений работников предприятия – рядом с паровозом-памятником Л-1846, легендарной «Лебедянкой», установлена водоразборная колонка.
Колонка была привезена с базы запаса локомотивов на станции Невель-1 и по возрасту соответствует самому паровозу: он построен в 1952 году, а колонка выпущена в 1955-м. Конечно, у основного элемента экспозиции, паровоза Л-1846, история куда более богатая. Он работал на Казанской железной дороге, в 1963 году поступил на Октябрьскую, где был переведен на нефтяное топливо. После вывода из эксплуатации хранился на базе запаса в Новосокольниках. Удел его, как и многих других тружеников паровой тяги, был бы незавиден – отправиться на резку в лом. Неравнодушные к исторической памяти работники депо, руководители Октябрьской дороги и дирекции тяги помогли сохранить машину в Великих Луках, но ради этого пришлось отдать некоторую фурнитуру котла и инжекторы для восстановления последнего советского паровоза П36-0251.
При подготовке паровоза к постановке на пьедестал была проведена обратная модернизация: машина вновь стала твердотопливной. Чуть больше года назад, на День железнодорожника, локомотив занял почётное место рядом со входом в депо, а в день открытия к нему был подведен воздух от тепловоза, и над станцией прозвучал пронзительный паровозный свисток. В будке ставшей музейным экспонатом «Лебедянки» планируется создать небольшую экспозицию.
В процессе подготовки паровоза на его тендере размещена табличка, рассказывающая о том, что конструктор этой машины, Лев Сергеевич Лебедянский, в честь которого она и получила индекс «Л», учился в Великих Луках в Реальном училище.
Другая информация на табличке связана с печальной историей. «Паровоз-памятник – символ трудовой доблести и трудового героизма работников депо, великолукских железнодорожников, дань памяти Герою Социалистического Труда Михаилу Ивановичу Кушнеру» – выбито на металле. Михаил Кушнер – машинист депо Великие Луки, в годы войны он со своим паровозом всё время находился на передовой. Несмотря на такое мирное название высокой награды, он был удостоен её в 1943 году «за особые заслуги в деле обеспечения воинских перевозок, проявленное мужество при вождении поездов под огнём противника». К семидесятилетию Победы в городе организовали Аллею Героев Советского Союза. Железнодорожнику Кушнеру места там не нашлось – кто-то посчитал, что статус Героя Соцтруда ниже, чем Героя Советского Союза. Железнодорожники в этой ситуации сделали всё, что в их силах: увековечили память героя на паровозе-памятнике.
Отныне водоразборная колонка и паровоз – единый мемориальный комплекс. Однако чуть в стороне, на пригорке, есть ещё один уцелевший исторический артефакт – водонапорная башня, построенная здесь ещё в начале XX века, когда район железнодорожного узла был за городской чертой.
Башня является чуть ли не единственным сооружением в городе воинской славы Великие Луки, которое несет на себе отметины войны, так как являлась оборонительным сооружением, наблюдательным пунктом и отличным ориентиром при налетах авиации.
Назначение башен такого типа – снабжение паровозов водой и обеспечение технологических нужд депо. Вода из водонапорной башни по подземным трубопроводам подавалась в водоразборные колонки. В планах деповчан – сохранить, музеефицировать этот объект, придав ему статус объекта исторического и технического наследия.
Сергей Вершинин, общественный корреспондент «ОМ»
|