В 2018 году на Октябрьской железной дороге вандалы нанесли граффити на 241 вагон
Устранение последствий вандализма – процесс дорогостоящий и трудоёмкий. Корреспондент «ОМ» решила сама испытать, как это – закрашивать вандальные надписи на составах.
В моторвагонном депо Санкт-Петербург-Балтийский (ТЧ-15) – разгар рабочего дня. В «желтухе», прорезиненных перчатках и с валиком в руках подхожу к только что выехавшему из мойки составу. Поезд сушится. На боку у двух вагонов гигантские граффити и рисунки.
– Чаще всего пишут что-то типа «Beda», – рассказывает маляр ТЧ-15 Светлана Лисина. – А здесь, смотрите, на одном из вагонов изображён лисёнок со снежинками, на дверях – поздравление «С Новым годом!». Эти картинки, нарисованные на ватмане, любую парадную украсили бы, а для нас – это повод потратить два часа рабочего времени на их закрашивание.
Поёживаясь от холода (на улице -2°С) макаю валик в ведро с серой краской. Провожу им по стене вагона, закрашивая белое пятно. Мазок, ещё мазок, и нарисованная буква скрывается под слоем корпоративного цвета. Приступаю к следующему фрагменту, на закрашивание каждого уходит не менее десяти минут. Руки стынут, очень хочется надеть пуховые варежки и выпить горячего чаю. Но некогда – на устранение последствий вандализма – два часа, и электричку нужно выпускать в рейс.
– В предновогодние дни вандалы активизируются, – говорит старший мастер участка технического обслуживания и санитарно-технической подготовки ТЧ-15 Антон Смирнов. – Конечно, они больше любят рисовать в тёплое время года. Но и в -10°С их творчество не угасает. В канун Нового года они регулярно оставляют на вагонах свои надписи, и нам приходится их закрашивать и 31 декабря, и 1 января.
Как мне пояснили, работают вандалы группами по 5–10 человек. Рисуют обычно по ночам, выбирая вагоны, стоящие в парках отстоя. Налетают на состав компаниями, где одни создают картины, другие смотрят, нет ли поблизости охранников. Минут 15 и всё готово: граффити закончено, мини-фотосессия отснята, вандалы – исчезли.
В последнее время появилась новая мода – рисовать прямо в салонах поездов. Причём ведут себя граффитчики весьма агрессивно. Не так давно они пытались портить вагон в пути следования. Помощник машиниста пресёк их действия, однако вандалы нанесли ему черепно-мозговую травму.
Это может показаться неожиданным, но большинство правонарушителей – лица отнюдь не подросткового возраста. Из 46 человек, задержанных в этом году, несовершеннолетними оказалось только двое.
Своими неразумными действиями эти взрослые люди наносят немалый ущерб железной дороге. Так в 2018 году устранение последствий их художеств обошлось ОЖД в 2,5 млн руб. И это данные только за девять месяцев текущего года (итоги подводятся раз в квартал), окончательная сумма наверняка окажется существенно большей.
– После действий этих преступников в нашем депо ежемесячно красят порядка 42 вагонов, – сообщил начальник депо Тимур Кунин. – Стоимость покраски каждого из них, в зависимости от размеров рисунка, может варьироваться от четырёх до 100 тыс. руб. Мы работаем с красками, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение, а также заключения, выданные АО «ВНИИЖТ».
– Прежде чем наносить рисунок, – продолжает маляр ТЧ-15, – вандалы в последнее время иногда покрывают вагон с помощью валиков жидкой шпаклёвкой, а уже потом берутся за баллончики. Наш бич – их чёрная краска на битумной основе: она очень плохо смывается. Никакие растворители её не берут! Она даже при закрашивании просвечивает.
Известно, что в Америке граффити на вагонах воспринимают философски, никто не спешит закрашивать разноцветные картинки, и составы могут месяцами курсировать с надписями на борту. На российских железных дорогах вагоны воспринимаются как лицо компании, поэтому философия здесь другая.
– Восстановление вагонов – процесс трудоёмкий, – посвящает в особенности своей работы Антон Смирнов. – Покраской у нас занимается двое маляров, но, когда объёмы очень велики, мы приглашаем дополнительных работников.
В советское время железная дорога не знала такой проблемы, как массовое рисование на имуществе. Это небезобидное увлечение возникло лет десять назад.
– Вы представляете, в какую сумму обходится нанести граффити на состав? – продолжил Антон. – Вандалы используют качественную краску, каждый баллончик стоит порядка 500 рублей. На большую картинку их нужно штук 40!
Потратить кучу денег, озираясь по сторонам, и чтобы твой шедевр прожил пару часов? Сомнительное удовольствие и настоящее вредительство!
– У меня подрастают двое сыновей, – сказала в заключение нашего разговора Светлана Лисина. – Я им дома рассказываю, какой тяжёлый труд – устранение последствий этих художеств, при этом труд, которого могло и не быть, если бы художники выпускали свою творческую энергию дома или в студии.
Между прочим, за выходки горе-художников им полагается не только административное, но и уголовное наказание. В соответствии со статьёй 214 УК РФ (вандализм), любителей порисовать на вагонах ждёт в лучшем случае штраф в размере до 40 тыс. руб., в худшем – лишение свободы на срок до трёх лет. Последнее наказание как раз касается художников, предпочитающих работать группами.
Елена Харламова
|