Плюсы и минусы увлекательного путешествия к озеру Селигер по заповедной зоне
Всё более популярными становятся поездки на пригородном поезде с паровозом, который уже целый месяц по выходным курсирует на участке Бологое – Осташков. Заполняемость вагонов в такие дни, как утверждают проводники Московско-Тверской ППК, обслуживающие составы, составляет 90–100 процентов.
В один из последних теплых дней октября среди туристов с фотоаппаратами оказался директор ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов, который таким образом решил отметить начало своего отпуска. Высокое должностное лицо не нарушило привычного хода событий. На станции Куженкино пассажиры прослушали интересную экскурсию, которую провела заведующая технической библиотекой Марина Иванова, осмотрели зал ожидания, билетную кассу и помещение дежурного по станции, полюбовались привокзальными постройками. С восторгом наблюдали, как из огромного крана в паровозный тендер льется мощная струя воды. Не обошлось, конечно, без фотосессий у пыхтящего паровоза и стрелочного перевода ручного управления.
Конечно, программа высокого гостя несколько отличалась от обычной. После осмотра станции, сделав по ходу дела представителям местных железнодорожных структур несколько замечаний по усилению напора воды в заправочной колонке и организации пешеходного перехода через пути, он направился прямиком в кабину паровоза.
– Надеюсь, дадут «порулить», – то ли в шутку, то ли всерьёз сказал Дмитрий Владимирович корреспонденту «ОМ». – Между прочим, имею права управления паровозом.
На просьбу показать уникальный документ он ответил, что передал его в музей Московского метрополитена, в ту пору, когда возглавлял это предприятие. Забегая вперёд, скажем, что все 100 километров пути руководитель пассажирского комплекса ОАО «РЖД» провёл в паровозной кабине.
Ну, а туристы заняли свои места в вагонах и с любопытством отправились в дальнейший путь. Те, кто подготовился к поездке заранее, следили за остановками, и, если они были очень непродолжительными, делали снимки из тамбура или из окон. Где-то можно было выйти и снова устроить фотосессию.
Конечно, информация, полученная от экскурсовода в Куженкино, впечатляла. Сохранился и отреставрирован уникальный комплекс инфраструктуры станции четвёртого класса Бологое-Полоцкой железной дороги. В пределах исторической дороги можно увидеть порядка 100 разного рода объектов! Это ли не живой учебник для любителей железных дорог!
На фоне желто-зеленого леса многие из них смотрелись декорациями к старым фильмам, и некоторая обветшалость придавала картинам ещё больший колорит.
– Смотрите, – восклицает удивлённый пассажир, – на крыше предыдущей водонапорной башни деревья росли, а эта, как новенькая стоит, будто и ста лет не прошло.
Всем хотелось увидеть станцию Баталино.
– Представляете, – делится своими размышлениями пассажир, сидящий рядом, – она названа в честь инженера Баталина, который строил эту дорогу. А кто сейчас об этом знает? Очень хорошо, что железнодорожники организовали такой замечательный тур.
Конечно, с пассажиром можно согласиться. Идея создания заповедной зоны ОАО «РЖД», безусловно, отличная. Но вот под общий одобрительный гвалт паровоз приближается к станции Осташков. Здесь он должен стоять два с половиной часа, которые туристы проводят по своему усмотрению.
Их встречает пыльная, если не сказать, заброшенная привокзальная площадь без единого признака какого-либо источника информации и жизни. Ни одного киоска, какого-нибудь магазинчика (ведь туристы-то, наверняка, проголодались). Где тут Селигер? Как и на чём добраться до Ниловой Пустыни?
А может быть, вокзал стоит на отшибе, и сюда редко заглядывают горожане? Но нет, вот подъезжает свадебная машина. У запущенного и неопрятного сквера с памятником железнодорожнику военной поры Константину Заслонову молодожёны и их гости выпивают шампанское. Выходит, вокзал – не самое заброшенное место в городе.
Администрация Тверской области, насколько можно судить по газетным публикациям, горячо ратовала за данный проект. Напрашивается вопрос: неужели не нужны деньги, которые готовы здесь оставить туристы, небольшому городу Осташкову?
Но наш народ ничем не испугаешь. Путешественники разбрелись по пыльным улицам. Минут тридцать, с учётом пешего хода туда и обратно, они смогли-таки посидеть у известного на всю страну озера. Железнодорожники в это время готовили состав в обратный путь.
Глава пассажирского комплекса ОАО «РЖД» уехал в Москву на машине. Не знаю, вспомнил ли в этот момент Дмитрий Владимирович слова, сказанные им за несколько дней до путешествия в интервью газете «Санкт-Петербургские ведомости», но лично мне они показались как нельзя кстати. «Первую скрипку в развитии транспортной системы должен играть субъект федерации. Не зря же мы переходим к комплексному плану транспортного обслуживания населения. Любой субъект РФ должен определить, как он видит будущее, чтобы не было брошенных работ, бросовых денег…» Точнее не скажешь.
Светлана Канаева
|