Локомотив «Гранит» на Октябрьской железной дороге поставил рекорд
На Октябрьской дороге успешно прошли испытания грузового поезда с рекордным весом 12 тыс. тонн. Состав, который проследовал по маршруту Бабаево-Лужская протяжённостью почти 500 км, вёл электровоз серии 2ЭС10 «Гранит». Общая длина 120 вагонов составляла 1820 м.
По словам заместителя начальника Октябрьской дирекции тяги по эксплуатации Сергея Игнатьева, это, строго говоря, не рекорд: случались и перевозки ещё большего веса. Но тогда были так называемые сдвоенные составы, которые вели два локомотива.
– Во время подготовки к испытаниям локомотивная бригада занималась на тренажёре, – говорит участвовавший в том рейсе машинист-инструктор Владимир Захаров. – Отрабатывались различные ситуации, которые могли возникнуть в пути. Но одно дело тренажёр, другое – реальная поездка.
Рейс прошёл без происшествий. Средняя скорость в пути составляла 50 км/ч. Примерно столько же развивает и «обычный» состав весом 6,5 тыс. тонн.
Испытания ещё раз показали, насколько большие возможности открывают перед железнодорожниками электровозы 2ЭС10 производства предприятия «Уральские локомотивы», которые в этом году поступили на ОЖД.
– Мощность «Гранита» – 8,8 тыс. кВт, – говорит Владимир Захаров. – Конечно, есть локомотивы большей мощности. Но на этом электровозе установлены асинхронные двигатели, что позволяет ему иметь высокий коэффициент тяги. То есть, при несколько меньшей мощности можно, не опасаясь повреждения оборудования, реализовывать более высокие тяговые характеристики.
Перед испытаниями было проведено моделирование управления тормозами поезда. Дело вот в чём: длина состава – почти 2 км, поэтому сжатый воздух из тормозной магистрали выходит неравномерно: сначала срабатывают тормоза первых вагонов и только спустя определённое время – тех, которые расположены в конце состава. Такое распределение тормозных усилий может привести к повреждению автосцепных устройств. Поэтому в хвостовой части устанавливаются специальные устройства, которые называются БХВ (блок хвостового вагона). Они управляются поступающим от локомотива радиосигналом и обеспечивают равномерное торможение всех вагонов.
– В подготовке к проведению поезда весом 12 тыс. тонн участвовали все подразделения Октябрьской железной дороги, задействованные в организации перевозочного процесса, – говорит заместитель начальника Октябрьской дирекции тяги по эксплуатации Сергей Игнатьев. – В ближайшее время результаты испытаний поступят на утверждение руководству ОАО «РЖД».
Испытания не случайно проводились на участке Бабаево – Лужская. Станция Лужская-Сортировочная обслуживает Усть-Лугу – крупнейший и быстро развивающийся российский морской порт на Балтийском море. Отсюда, в частности, отправляют на экспорт российский уголь.
– Уже в 2019 году планируется начать движение поездов повышенного веса для доставки угля из Кузбасса в Усть-Лугу, – утверждает Сергей Игнатьев. – Для этого компания ОАО «РЖД» собирается приобрести грузовые электровозы переменного тока серии 2ЭС7 («Чёрный гранит»). До станции Бабаево составы будут вести локомотивы серии 2ЭС7, а после – серии 2ЭС10. Это связано с тем, что в Бабаево происходит смена рода тока: с переменного на постоянный.
Эксплуатация «Гранитов», а в недалёком будущем и «Чёрных гранитов», сулит хорошие экономические перспективы. В первую очередь, сокращаются затраты на содержание парка локомотивов, ведь теперь грузовой поезд ведёт один, а не два электровоза. Кроме того, увеличивается пропускная способность магистрали.
В следующем году за счёт применения новой технологии перевозки грузов только на участке Бабаево – Усть-Луга экономический эффект должен составить более 50 млн руб.
|