Как рождалась дорога

07.11.2018 | 10:00 

Александровская  Гатчина-Варшавская  Санкт-Петербург-Варшавский 

165 лет назад началась эксплуа­тация первого участка Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги – от города на Неве до Гатчины.

Строительство этой магистрали было решено единолично Николаем I. Не всем известно, что этой дороги могло и не быть, так как одновременно шли дебаты и о возведении линии до Варшавы от Москвы. Но в феврале 1851 года Николай I повелел избрать исходным пунктом Петербург, а конкретно место «сколь можно и удобно будет ближе к пассажирской станции Санкт-Петер­бурго-Московской железной дороги, дабы не строить в столице ещё одной станции».

Вскоре товарищ министра путей сообщения Герстфельд наметил план действий, предполагая закончить магистраль в течение пяти лет. Увы, сразу развернуть широкий фронт работ он не мог хотя бы потому, что основная масса инженеров путей сообщения трудилась на строительстве Санкт-Петер­бурго-Московской дороги.

В чертёжной Департамента железных дорог нашли штабс-капитана Аполлона Граве, которому и поручили изыскания линии до Гатчины. В конце мая он, взяв с собой двух кондукторов, вышел на линию, ведя её от Санкт-Петербурго-Московской по перпендикулярному направлению к Московскому шоссе в точке пересечения его с Царскосельской дорогой. Кроме начальной и конечной станций планировал и промежуточную – Царскосельскую (в будущем Александровская).

Впрочем, это были только ориентировочные изыскания, так как общее направление магистрали, так и не было утверждено. Только в сентябре определили местоположение станции в Петербурге – на набережной Обводного канала напротив Вознесенского проспекта (к ней вела соединительная линия с товарной станцией Санкт-Петер­бурго-Мос­ковс­кой дороги). А окончательное место станции в Гатчине Николай I указал только через год.

Строительство Петербурго-Варшавской началось в мае 1852 года под руководством старшего брата А. Граве – Владимира. Участок первой дистанции (до Московского шоссе) строил изыскатель А. Граве, а второй, до Гатчины, – Николай Петерс. Подрядчиком выступил Григорий Гладин.

Окончить стройку в 1852-м не удалось, и работы продолжились на следующий год. Значительно тормозило строительство осаждение грунтов на нескольких участках, в особенности на болотах в районе Пулковских высот, где даже пришлось прорыть отводные канавы.

Другим задерживающим стройку фактором стал вопрос возведения зданий. Торги на их постройку затянулись, и лишь в мае 1853-го архитектором был назначен Ксаверий Скаржинский, которому Владимир Граве передал свои наработки. Практически все здания, а также некоторые сооружения, например, платформы, строились как временные, позже их пришлось либо расширять, либо сносить и строить на их месте новые.

Николай I торопил, сроком окончания назначив октябрь. Линия начала работать в последний день этого месяца. Две пары поездов (паровозы на первое время взяли на Санкт-Петербурго-Московской) преодолевали путь за полтора часа. Но уже через месяц из-за продолжавшихся осаждений грунта дорогу закрыли, а окончательно их ликвидировали лишь в апреле 1854-го. Впрочем, спешил император не зря. Начавшаяся Крымская война приостановила строительство Петербурго-Варшавской, и последующие участки ввели в эксплуатацию уже после её окончания. А значит – после смерти Николая I.

Алексей Островский

Как рождалась дорога
165 лет назад началась эксплуатация первого участка Санкт-Петербурго-Варшавской железной дороги – от города на Неве до Гатчины.
Гудок • http://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 12
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика