Белоснежные тугие клубы дыма, блестящий на солнце паровоз и пронзительные свистки – зрелище впечатляющее. Железнодорожники воссоздали не только маршрут, но и обустроили всю инфраструктуру: здание вокзала, водонапорную башню, гидроколонку, навесы, керосиновый погреб и багажное отделение.
Станция Куженкино входит в Бологое-Полоцкую линию и с 2013 года является частью заповедной зоны РЖД. Если паровоз восстанавливал подрядчик – ООО «ЖД Ретро-Сервис», то обслуживание паровоза взяло на себя эксплуатационное локомотивное депо Бологое.
Как уже сообщали наши корреспонденты, на этом маршруте будет курсировать два локомотива – паровозы серий СУ и Л, то есть «лебедянка». На 112 километров маршрута паровозы тратят почти 3 тонны угля и 6 тонн воды. Заправлять паровоз будут здесь же, пока пассажиры гуляют. Для этого железнодорожники восстановили гидроколонку. Всего обучение прошли 12 машинистов и 24 помощника машиниста.
– Чтобы войти в состав паровозной бригады, нужно было пройти специальные курсы в Курске. Для этого мы выбрали лучших наших машинистов и помощников машиниста, – пояснил заместитель начальника депо по эксплуатации Олег Комаров.
Как выяснилось, забрасывать уголь в топку паровоза – обязанность помощника машиниста, потому что для этого требуется высокая квалификация и умение. Поэтому, отправляя паровоз в первый рейс, бологовцы пригласили на помощь опытного машиниста паровоза из локомотивного депо Санкт-Петербург-Финляндский Андрея Неминущего, который водит ретро-поезда в Сортавалу и Павловск.
Что до инфраструктуры, то здание вокзала и прочие постройки воссозданы и соответствуют эпохе. В здании вокзала сохранилось «Росписание движения», именно так писали в то время. Примечательно, что даже деревья у вокзала в начале прошлого века тоже были высажены по особому ранжиру. В пассажирском здании сохранилась чугунная печь, которая топится и обогревает зал, большие окна и керосиновые лампы, а также другие традиционные предметы: в зале ожидания – питьевой бачок с кружкой, закреплённой на цепочке, икона в красном углу и специальная кружка для пожертвований. Словом, здесь теряется ощущение современности, и в то же время чувствуешь себя органично.
– В пределах Октябрьской дороги больше 200 объектов, которые мы считаем историческим наследием железных дорог России. Сейчас заканчивается формирования перечня для подписания распоряжение о сохранении этих объектов, – рассказывает заместитель главного инженера Октябрьской дороги Виктор Иванов. – Станция Куженкино – второй восстановленный музейный комплекс после музея РЖД в Санкт-Петербурге. Сейчас решается вопрос, чтобы на станции Куженкино назначить специальную должность – сотрудника, который будет проводить экскурсии по дням курсирования паровоза и в дальнейшем по мере набора туристических групп.
– Ни у одной пригородной компании такого опыта нет. Здорово, что здесь сохранена история, наше же дело было подготовить вагоны и персонал. На этом поезде будут работать четыре постоянных проводника. Мы пошили им форму образца 1920-х годов в специализированном ателье. Предполагается, что пассажиры будут делать самую длительную остановку здесь на станции Куженкино. У них будет порядка 40 минут, чтобы осмотреть достопримечательности, – рассказал генеральный директор Московско-Тверской пригородной пассажирской компании, осуществляющей перевозки, Олег Федотов.
Марина Аверина
|