В летопись детской железной дороги в Санкт-Петербурге вписано немало интересных страниц
Сегодня на станции Царскосельская проходят торжества в честь юбилея Малой Октябрьской железной дороги (МОЖД). 70 лет – срок внушительный, и за это время у неё сложилась своя особая, уникальная история.
Так уж повелось, что летопись событий на детской дороге принято вести сезонами. И хотя официальный день рождения МОЖД – 27 августа – сейчас по календарю ближе к дате закрытия, в 1948 году именно этот день стал началом первых практических занятий по железнодорожным профессиям для ленинградских ребят.
Открытая для движения железнодорожная ветка пролегла в районе станции Удельная. Протяжённость трассы, оборудованной электрожезловой системой и семафорами, составила восемь километров, перегоны были однопутными. На дороге было три станции – Озёрная, Зоопарк и Кировская. Вторая из них своим названием обязана запланированному, но так и не построенному досугово-просветительскому объекту: помимо обучающей, детская дорога должна была взять на себя ещё и транспортную функцию – доставлять посетителей в зоопарк.
Первоначальный тяговый подвижной состав – конечно же, паровозы. Чуть позднее на дорогу поступили польские вагоны Pafawag и тепловоз ТУ2-167, который стал работать поочередно с паровозами (ныне – музейный экспонат).
Проложенная линия не была идеальной. В частности, на перегоне Зоопарк – Кировская имелся участок с сильным уклоном, при движении по которому все дети из соображений безопасности покидали состав. Локомотив вёл взрослый машинист, а воспитанники шли рядом до выхода поезда на ровную площадку.
К раннему периоду истории магистрали относится и её самая трагическая страница. В день закрытия сезона 1964 года мотодрезина с инструктором и несколькими детьми случайно столкнулась на переезде с грузовиком. Четыре ребёнка и взрослый погибли. После этого случая судьба дороги повисла на волоске – её чуть было не закрыли, а весь подвижной состав, кроме ТУ2-167, списали.
Тем не менее свой очередной – 1965 года – сезон МОЖД всё-таки встретила. Перегон Зоопарк – Кировская закрыли, а оставшийся перегон Озёрная – Зоопарк (3 км) был поделен почти пополам разъездом Юный. На образовавшихся участках была устроена полуавтоблокировка со светофорами. Обновлён и подвижной состав: на дорогу поступило два тепловоза ТУ3.
В 1969 году станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую. Наступил самый, наверное, спокойный период в истории магистрали, продолжавшийся практически до начала 1990-х. В 1982 году на дорогу пришли тепловозы ТУ2-060 и ТУ2-191. В 1988 году – взамен списанных «поляков» вагоны ПВ40. Спокойствие закончилось в 1991 году, когда для прокладки теплотрассы был временно закрыт перегон Юный – Пионерская, хотя объективной необходимости в этом не было. После завершения работ перегон так и не восстановили.
В таком виде – километр с лишним пути да две станции – магистраль просуществовала до 1999 года. Однако на пороге нового тысячелетия неожиданно был разработан проект продления детской дороги на север, через Шуваловский парк, к живописному карьеру.
Идея состояла в том, чтобы использовать колею обычной ширины, внутри которой уложить ещё один, третий, рельс, который составит колею 750 мм с одним из уже существующих. Но реализация этого проекта осложнялась вопросами, связанными с обеспечением безопасности движения. В дни следования узкоколейных поездов необходимо было исключить движение подвижного состава широкой колеи по подъездному пути в сторону карьера и по восьмому пути станции Шувалово. Тем не менее проект был реализован и стал первым за всю историю МОЖД направленным на развитие дороги.
Запуск движения по новому участку пути в четыре с лишним километра с тремя станциями (Шувалово, Лесная, Береговая) состоялся 28 августа 1999 года. Четыре пары поездов прошло в день открытия, и по четыре – во вторые, третьи и четвертые выходные сентября. Радости детей не было предела: ведь установленная для этого участка скорость – 25 км/ч (на старом участке всего 15 км/ч). Но уже в сезоне 2000 года поезда ходили нерегулярно и всего два месяца – в июне и в августе. А в 2001 году движение здесь и вовсе не открывалось, поезда следовали только по маршруту Озёрная – Юный.
Однако о МОЖД не забыли. Руководство Октябрьской железной дороги понимало, что участка в километр с лишним для полноценного обучения детей маловато. В конце концов решение было найдено: провести линию от платформы Купчино вдоль путей витебского направления до платформы Паровозный Музей и далее до платформы 21-й километр. Переезд депо петербургского метрополитена из Купчино на Парнас позволил построить станцию Молодёжная. Новый разъезд Юный расположился параллельно платформе Шушары. Конечную станцию Царскосельская с вагонным и тепловозным депо возвели у платформы 21-й километр, позднее переименованной в Детскосельскую. Протяжённость новой (южной) трассы – более десяти километров. Открыт участок был в 2011 году.
А затем Октябрьская железная дорога сделала детской ещё один отличный подарок. В мае 2013 года на ОЖД был доставлен паровоз КП4-447, который до этого верно служил в качестве памятника на Бологовском шпалопропиточном заводе. А уже к сезону 2014 года машина была полностью восстановлена до рабочего состояния и получила имя «Октябрёнок».
Вместе с тем, начавшаяся с появлением нового участка и новая веха в истории детской дороги, пробыла идиллической совсем недолго. Появились претенденты на аппетитный земельный участок в Озерках, занимаемый остатками исторической трассы. Сторонники ни много ни мало сноса (!) северного участка МОЖД размахивали «козырем»: «У вас две одинаковые по функционалу дороги». Началось тяжёлое противостояние. Вступилась общественность, подключились депутаты. Наконец, от властей пришёл долгожданный ответ: «Правительством Санкт-Петербурга принято решение о сохранении МОЖД в Приморском районе». Это была поистине народная победа.
Нынешний подвижной состав Малой Октябрьской – три ТУ10 (№№ 001, 025, 030), ТУ2-191, ТУ7-2866 и КП4-447. Накануне юбилейного сезона поступило семь вагонов, в которых предусмотрена возможность перевозки маломобильных пассажиров. Вагоны переданы на оба участка. Наличие данного подвижного состава делает актуальным давнее предложение начальника МОЖД Владимира Чиликина вернуть детской узкоколейке транспортную функцию, которая была предусмотрена при её первом проектировании. Удастся ли реализовать эту идею, покажет будущее. А пока история маленькой магистрали продолжается.
Сергей Вершинин, общественный корреспондент «ОМ»
|