Малой Октябрьской (детской) железной дороге исполняется семьдесят лет
Главная профориентационная «кузница» ОЖД отмечает круглую дату – семьдесят лет со дня открытия. За годы своего существования она почти в буквальном смысле стала дорогой в профессию для многих поколений железнодорожников.
Свою работу детская железнодорожная магистраль начала в непростое и для города, и для страны время. Однако, несмотря на трудности послевоенных лет, ей уделялось особое внимание, а на строительство и ввод в эксплуатацию были стянуты значительные ресурсы.
Первоначально трасса включала 8,1 км пути и три станции: Кировская, Зоопарк и Озёрная. Оба перегона (Кировская – Зоопарк и Зоопарк – Озёрная) были оборудованы электрожезловой системой и семафорами, а подвижной состав был представлен паровозами и несколькими вагонами. Позднее вагонный парк, парк тяговой техники, да и сама трасса, неоднократно менялись – то увеличивались, то уменьшались. Однако дорога жила и непрерывно продолжала выполнять своё предназначение.
В новейший период своей истории, а именно с появлением в 2012 году второго, Южного участка Малой Октябрьской (детской) железной дороги, у неё, образно говоря, началась и вторая, более насыщенная жизнь. С вводом в эксплуатацию 10-километровой линии от станции Молодёжная в Купчино до станции Царскосельская (г. Пушкин) с разъездом Юный, где производится скрещение поездов, появились новые возможности обучения детей и подростков десяти железнодорожным профессиям.
В последнее время на МОЖД также появилось немало нового.
– Совсем недавно, – рассказывает её начальник Владимир Чиликин. – мы полностью обновили оба пассажирских поезда, получив два новых тепловоза и семь современных комфортабельных вагонов. Кстати, старые тепловоз и три вагона вполне могли бы предоставить в другие места Северо-Запада страны для создания и там участков детских железных дорог. К примеру, создать подобный участок узкоколейки в Петрозаводске, на берегу Онежского озера. Главное, чтобы было желание и содействие со стороны республиканских и городских руководителей…
Также недавно на станции Царскосельская появились расположенные в депо и предназначенные для широкого привлечения на МОЖД детей и их родителей музеи. Один – с отечественной ретро-авто-мото- и детской игровой техникой, а также с экспозицией о Великой Отечественной войне, предоставленной петербургским музеем «АвтоРитет». Другой – составлен из точных копий паровоза «Проворный» и пяти пассажирских вагонов времён Царскосельской железной дороги. Идёт активное сотрудничество с расположенным на станции Рогавка музеем узкоколейной железнодорожной техники (созданным, кстати, выпускниками Малой Октябрьской). Организуется и свой технопарк, где ребята будут восстанавливать старую железнодорожную технику. А ещё – лаборатория железнодорожной магнитной левитации под руководством автора этой идеи, известного железнодорожника, бывшего министра путей сообщения, а ныне профессора ПГУПСа Анатолия Александровича Зайцева.
Есть идея и об организации на базе детской дороги учебных лабораторий для студентов железнодорожных техникумов, колледжей и вузов.
В нынешнем юбилейном сезоне на Малой Октябрьской занимались более тысячи детей и подростков. Среди них немало тех, кто уже твёрдо решил выбрать профессию железнодорожника. Одним из них наверняка станет юный дежурный по станции Лев Шуманский. Участвуя в организованном ОАО «РЖД» конкурсе на знание Правил технической эксплуатации (ПТЭ), он занял третье призовое место. В октябре поедет в международный детский центр «Артек» на вторую «железнодорожную» смену в рамках проводимой холдингом РЖД Всероссийской детской акции «Страна железных дорог». Участниками этой смены станут 500 ребят со всей страны.
– Что касается праздничных торжеств по случаю юбилея, – говорит Владимир Чиликин, – то они состоятся 29 августа в 9 часов утра на станции Царскосельская. После подведения итогов деятельности за минувший сезон с участием представителей Октябрьской железной дороги, пройдут поощрения инструкторов и юных железнодорожников, а ветеранам МОЖД будут вручены исторические, советских времён, нагрудные значки «Ленинград. Юный железнодорожник».
Валерий Сидоркин, общественный корреспондент «ОМ»
|