Запуску электрички – 85 лет!

16.03.2018 | 18:47 

Гатчина-Балтийская  Лигово  Новый Петергоф  Ораниенбаум-I  Санкт-Петербург-Балтийский  ТЧР-15 СПб-Балт.  электрификация  электропоезд 

15 марта 1933 года принципиально новый для того времени пригородный подвижной состав начал перевозить пассажиров до Лигово

В марте 1933 года на Октябрьской железной дороге были запущены первые пригородные электропоезда. Пионером стал Ленинград. Обкатку принципиально нового для того времени подвижного состава на только что электрифицированном участке от Балтийского вокзала до Лигово осуществили в январе-феврале, ну а курсировать на регулярной основе электрички начали с 15 марта. При этом время нахождения пассажиров в пути сократилось вдвое!

Да, возможность электрификации Петербургского железнодорожного узла обсуждалась ещё с начала XX века. И решение об электрификации пригородной линии Петербург – Ораниенбаум было принято в 1912-м. Но планам помешали Первая мировая война, затем Октябрьская революция. Зато в 30-е годы электрификация железной дороги удачно вписалась в концепцию самого масштабного для страны экономического проекта того времени – плана ГОЭЛРО. Для этого в структуре железной дороги был специально создан отдел по электрификации. 

Не удивительно, что в качестве первой линии для осуществления задуманного была выбрана Петергофская, ведущая от Балтийского вокзала к знаменитым на весь мир паркам и фонтанам. Но и этот 23-километровый участок пришлось разбить на этапы. Первый как раз и подразу­мевал запуск электричек до станции Лигово. Электрификацию этих почти 14 километров постановлением Совнаркома СССР объявили ударной стройкой, а декабрь 1932 года – датой окончания работ. И они завершились точно в срок (при этом от начала проектирования прошло всего два года). Важно, что при строительстве первой электрифицированной линии использовалось оборудование только отечественного производства, в первую очередь – ленинградского завода «Электросила». Железнодорожники обошлись без единой иностранной детали. Тогда же начал работать и Ленинград-Балтийский энергоучасток (ныне Санкт-Петербург-Балтийская дистанция электроснабжения). Первой была сдана в эксплуатацию подстанция в Лигово. С неё и подали напряжение на контактную сеть для пропуска первого электропоезда. Одновременно вступило в строй электродепо, построенное для обслуживания нового подвижного состава. Ныне это моторвагонное депо Санкт-Петербург-Балтийский. Ну и, конечно же, под электрификацию была выполнена реконструкция Балтийского вокзала. Из-под купола здания убрали пути, закрыли боковые входы, а центральный сделали на месте трёхарочных окон.

25 января 1933-го железнодорожники провели на участке от Балтийского вокзала до Лигово холодную обкатку одной электросекции. Её тащил паровоз: пантограф был поднят, но напряжение в контактную сеть не подавалось. Первый поезд на электротяге, преодолевший участок самостоятельно, состоял из трёх вагонов. 15 марта электрички сообщением Ленинград – Лигово начали перевозить пассажиров, а через 10 дней, 25 марта, их ввели в регулярный режим курсирования на основе утверждённого графика движения. Поначалу в расписание были заложены четыре пары ежедневно, но уже с 1 апреля количество поездов увеличили до шести пар.

В сентябре того же 1933 года электрифицированный маршрут, как и планировалось, продлили до Петергофа. С января 1934-го электрички пошли и до Ораниенбаума, благополучно преодолевая все 40 км пути. А в 1935-м была электрифицирована и боковая ветка от Лигово до Гатчины. Эти участки ОЖД стали испытательным полигоном для всего отечественного железнодорожного электрооборудования и для нового подвижного состава. Здесь была продемонстрирована высокая эффективность электротяги. Скорость движения электропоездов превосходила развиваемую составами на паровозной тяге на 50 процентов, значительно уменьшились трудо- и энергозатраты.

В музее моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский бережно хранятся экспонаты, свидетельствующие о достижениях тех лет. В честь 85-летия первой электрички в депо возложили цветы к мемориалу, находящемуся на его территории, и провели встречу ветеранов со студентами электромеханического техникума им. Анатолия Суханова. Ну и, конечно же, организовали для ветеранов чаепитие.

Запуску электрички – 85 лет!
15 марта 1933 года принципиально новый для того времени пригородный подвижной состав начал перевозить пассажиров до Лигово
Гудок • http://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 7
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2021, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика