Дновские локомотивщики отмечают юбилей
Это сейчас на узле работают три локомотивных предприятия – эксплуатационное депо Дно Октябрьской дирекции тяги, сервисное – Дно-Псковское филиала «Северо-Западный» ООО «ЛокоТех-Сервис» и подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, специализирующееся на обслуживании приборов безопасности. А начиналось всё когда-то с одного – паровозного депо на станции Дно, которое было принято в эксплуатацию в
ноябре 1897 года.
Под знаком 120-летия на узле в эти дни проходит немало мероприятий. 11 ноября был организован турнир по мини-футболу, а 24-го в клубе состоится главный праздничный вечер для коллективов всех трёх структур. Реорганизация – реорганизацией, но юбилей хочется отмечать по-прежнему всем вместе, дружно. А готовились к нему заблаговременно. В частности, усилиями работников эксплуатационного и сервисного депо был обновлён мемориальный паровоз, установленный на вокзале.
Естественно, торжественная часть вечера подразумевает чествование лучших работников и ветеранов, а также активных общественников, которые получат награды и памятные подарки: сувениры с юбилейным знаком Дновского узла.
В эксплуатационном депо трудится сегодня 703 работника. Локомотивные бригады предприятия обслуживают тяговые плечи от Дно до Санкт-Петербурга, Бологого, Новосокольников, Пыталово, Новгорода, Печор-Псковских и Лужской.
В сервисном же депо, которое отделилось от ТЧЭ-18 пять лет назад, штат меньше: 472 человека. Локомотив – машина сложная, и только профессионалы занимаются его «лечением». Сервисное депо Дно-Псковское производит ТО-3, ТР-1, ТР-3 более чем 100 тепловозов, приписанных к ТЧЭ-18, а ТО-2 – всем нуждающимся в этом локомотивам.
В сумме эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом локомотивов и их приборов безопасности занимаются на Дновском узле 1200 железнодорожников. Это в три раза больше числа жителей, обитавших в Дно 120 лет назад, когда туда пришла железная дорога.
На торжественном юбилейном вечере локомотивщики вспомнят всю историю становления и развития своих предприятий, благо документы бережно сохраняются в железнодорожном музее. Не все знают, что первоначально станции Дно не было в проекте строительства железной дороги, которую планировали проложить через Порхов. Однако, порховские помещики пожалели свои земли и дорога прошла в самой низкой точке Шелонской низменности – через Дно. На строительство привлекали и местных крестьян. Орудиями труда служили кирка, лопата, лом, тачка да скрипучая телега, которую в народе называли «бедой».
Паровозное изначально было приписано к Московско-Виндаво-Рыбинской дороге и называлось коренным. В нём было 12 стойл для промывочного ремонта паровозов и два – для подъёмочного. При депо построили малые железнодорожные мастерские и поворотный круг, который приводился в движение всей паровозной бригадой при помощи рычага. Слесари, токари и многие другие специалисты были прикомандированы в Дно из
Рыбинска, Бологого, Медведево и даже из столичного Петербурга. Специально для них рядом с депо (ныне это улица Невская) построили первый жилой железнодорожный посёлок, который состоял из восьми деревянных домов, больницы и школы. Для снабжения рабочих и их семей продуктами здесь же был открыт магазин «Каменная лавка». В депо не было окон и дверей. Это было насквозь продуваемое сырое помещение. Люди работали в ужасных условиях. Рабочий в то время получал зарплату в 50 копеек, а квалифицированный слесарь, который трудился по 14 часов в день, – 98 копеек. На эти деньги можно было купить только самое необходимое – хлеб, соль да крупу.
В годы революции депо сыграло роль, которую можно назвать роковой: 1 марта царский поезд был отправлен из Дно в Псков, где Николай II отрёкся от престола. В период гражданской войны и иностранной интервенции рабочие депо изготовили бронепоезд «Вихрь», который участвовал в разгроме немцев под Псковом. Железнодорожному транспорту был нанесён огромный ущерб. На территории депо Дно скопилось целое «кладбище» неисправных паровозов. Их ремонтировали, оставаясь на сверхурочную работу.
В 1935 году депо получило паровозы серий ФД и ИС. Коллектив быстро освоил их подъёмочный ремонт. Дновские бригады стали инициаторами вождения тяжеловесных составов. Прославленный машинист Зоя Летуновская водила пассажирские поезда. Дважды Почётный железнодорожник, она была награждена также орденом Ленина.
После реконструкции в депо пришли мощные грузовые тепловозы. Изменились оснащение, масштабы ремонта и эксплуатации локомотивов. Но мирный труд был нарушен войной. Первая бомба, сброшенная на Дно 9 июля 1941 года, разрушила цеха, где рабочие ещё вели демонтаж оборудования, стараясь вывезти технику. Эвакуировано было более ста паровозов, отправлено в тыл несколько эшелонов с оборудованием, имуществом и
семьями местных жителей. Когда фашисты взяли город, железнодорожники оказались заложниками, их принудили работать в депо. Одним из таких был главный инженер депо Иван Филюхин. С ним не здоровались, считая предателем, а он, имея доступ к паровозам, выводил их из строя, организовывал диверсии. Узнав об этом, немцы отправили его в концлагерь.
После войны деповчане целый год разбирали завалы, возводили новые цеха. А в 1946 году депо уже стало важнейшей ремонтной базой ОЖД. В 1965-м коллектив предприятия впервые освоил подъёмочный ремонт экипажной части тепловозов ТГ102. Появились механизированные канавы. В 1973-м было закончено оборудование цеха для ремонта дизелей.
Роль дновских локомотивщиков в обеспечении перевозок на ОЖД особенно выросла в последнее время. Если прежде максимальное тяговое плечо для местных локомотивных бригад составляло около 100 км, то теперь от Дно до Лужской – 362 км. Мощнее стали тепловозы (в парке ТЧЭ-18 сосредоточено уже 47 единиц современных 2ТЭ116У), тяжелее поезда. В кризисном 2008 году депо заняло первое место в сетевом соревновании. 800 млн ткм в месяц – это было отличным результатом. Сейчас локомотивные бригады вышли на показатель 1 700 млн ткм. Это рекордный результат за всю историю депо.
Сегодня эксплуатационное депо Дно и сервисное депо Дно-Псковское – современные и динамично развивающиеся предприятия, уровень конкурентоспособности которых в регионе оценивается достаточно высоко.
|