Помнить прошлое, думать о будущем

21.11.2017 | 12:00 

2ТЭ116У  Дно  ТГ102  ТЧР-17 Дно-Псков.  ТЧЭ-18 Дно  ФД20 

Дновские локомотивщики отмечают юбилей

Это сейчас на узле работают три локомотивных предприятия – эксплуатационное депо Дно Октябрьской дирекции тяги, сервисное – Дно-Псковское филиала «Северо-Западный» ООО «ЛокоТех-Сервис» и подразделение Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, специализирующееся на обслуживании приборов безопасности. А начиналось всё когда-то с одного – паровозного депо на станции Дно, которое было принято в эксплуатацию в 
ноябре 1897 года.

Под знаком 120-летия на узле в эти дни проходит немало мероприятий. 11 ноября был организован турнир по мини-футболу, а 24-го в клубе состоится главный праздничный вечер для коллективов всех трёх структур. Реорганизация – реорганизацией, но юбилей хочется отмечать по-прежнему всем вместе, дружно. А готовились к нему заблаговременно. В частности, усилиями работников эксплуатационного и сервисного депо был обновлён мемориальный паровоз, установленный на вокзале. 

Естественно, торжественная часть вечера подразумевает чест­вование лучших работников и ветеранов, а также активных общественников, которые получат награды и памятные подарки: сувениры с юбилейным знаком Дновского узла. 

В эксплуатационном депо трудится сегодня 703 работника. Локомотивные бригады предприя­тия обслуживают тяговые плечи от Дно до Санкт-Петербурга, Бологого, Новосокольников, Пыталово, Новгорода, Печор-Псковских и Лужской. 

В сервисном же депо, которое отделилось от ТЧЭ-18 пять лет назад, штат меньше: 472 человека. Локомотив – машина сложная, и только профессионалы занимаются его «лечением». Сервисное депо Дно-Псковское производит ТО-3, ТР-1, ТР-3 более чем 100 тепловозов, приписанных к ТЧЭ-18, а ТО-2 – всем нуждающимся в этом локомотивам. 

В сумме эксплуатацией, техобслуживанием и ремонтом локомотивов и их приборов безопасности занимаются на Дновском узле 1200 железнодорожников. Это в три раза больше числа жителей, обитавших в Дно 120 лет назад, когда туда пришла железная дорога. 

На торжественном юбилейном вечере локомотивщики вспомнят всю историю становления и развития своих предприятий, благо документы бережно сохраняются в железнодорожном музее. Не все знают, что первоначально станции Дно не было в проекте строительства железной дороги, которую планировали проложить через Порхов. Однако, порховские помещики пожалели свои земли и дорога прошла в самой низкой точке Шелонской низменности – через Дно. На строительство привлекали и местных крестьян. Орудиями труда служили кирка, лопата, лом, тачка да скрипучая телега, которую в народе называли «бедой». 

Паровозное изначально было приписано к Московско-Виндаво-Рыбинской дороге и называлось коренным. В нём было 12 стойл для промывочного ремонта паровозов и два – для подъёмочного. При депо построили малые железнодорожные мастерские и поворотный круг, который приводился в движение всей паровозной бригадой при помощи рычага. Слесари, токари и многие другие специалисты были прикомандированы в Дно из 
Рыбинска, Бологого, Медведево и даже из столичного Петербурга. Специально для них рядом с депо (ныне это улица Невская) построили первый жилой железнодорожный посёлок, который состоял из восьми деревянных домов, больницы и школы. Для снабжения рабочих и их семей продуктами здесь же был открыт магазин «Каменная лавка». В депо не было окон и дверей. Это было насквозь продуваемое сырое помещение. Люди работали в ужасных условиях. Рабочий в то время получал зарплату в 50 копеек, а квалифицированный слесарь, который трудился по 14 часов в день, – 98 копеек. На эти деньги можно было купить только самое необходимое – хлеб, соль да крупу. 

В годы революции депо сыграло роль, которую можно назвать роковой: 1 марта царский поезд был отправлен из Дно в Псков, где Николай II отрёкся от престола. В период гражданской войны и иностранной интервенции рабочие депо изготовили бронепоезд «Вихрь», который участвовал в разгроме немцев под Псковом. Железнодорожному транспорту был нанесён огромный ущерб. На территории депо Дно скопилось целое «кладбище» неисправных паровозов. Их ремонтировали, оставаясь на сверхурочную работу. 

В 1935 году депо получило паровозы серий ФД и ИС. Коллектив быстро освоил их подъёмочный ремонт. Дновские бригады стали инициаторами вож­дения тяжеловесных составов. Прославленный машинист Зоя Летуновская водила пассажирские поезда. Дважды Почётный железнодорожник, она была награждена также орденом Ленина. 

После реконструкции в депо пришли мощные грузовые тепловозы. Изменились оснащение, масштабы ремонта и эксплуатации локомотивов. Но мирный труд был нарушен войной. Первая бомба, сброшенная на Дно 9 июля 1941 года, разрушила цеха, где рабочие ещё вели демонтаж оборудования, стараясь вывезти технику. Эвакуировано было более ста паровозов, отправлено в тыл несколько эшелонов с оборудованием, имуществом и 
семьями местных жителей. Ко­гда фашисты взяли город, железнодорожники оказались заложниками, их принудили работать в депо. Одним из таких был главный инженер депо Иван Филюхин. С ним не здоровались, считая предателем, а он, имея доступ к паровозам, выводил их из строя, организовывал диверсии. Узнав об этом, немцы отправили его в концлагерь. 

После войны деповчане целый год разбирали завалы, возводили новые цеха. А в 1946 году депо уже стало важнейшей ремонтной базой ОЖД. В 1965-м коллектив предприятия впервые освоил подъёмочный ремонт экипажной части тепловозов ТГ102. Появились механизированные канавы. В 1973-м было закончено оборудование цеха для ремонта дизелей. 

Роль дновских локомотивщиков в обеспечении перевозок на ОЖД особенно выросла в последнее время. Если прежде максимальное тяговое плечо для местных локомотивных бригад составляло около 100 км, то теперь от Дно до Лужской – 362 км. Мощнее стали тепловозы (в парке ТЧЭ-18 сосредоточено уже 47 единиц современных 2ТЭ116У), тяжелее поезда. В кризисном 2008 году депо заняло первое место в сетевом соревновании. 800 млн ткм в месяц – это было отличным результатом. Сейчас локомотивные бригады вышли на показатель 1 700 млн ткм. Это рекордный результат за всю историю депо. 

Сегодня эксплуатационное депо Дно и сервисное депо Дно-Псковское – современные и динамично развивающиеся предприятия, уровень конкурентоспособности которых в регионе оценивается достаточно высоко. 

Помнить прошлое, думать о будущем
Дновские локомотивщики отмечают юбилей
Гудок • http://www.gudok.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 21
Информационная нагрузка:
Комментарии:

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика