Началась реставрация уникальной модели первого паровоза общедоступных железных дорог России
Полноразмерный макет паровоза и трёх вагонов, открывших движение по Царскосельской железной дороге, сменил место дислокации. В конце октября копия «Проворного» покинула Витебский вокзал Санкт-Петербурга, на котором простояла в специально оборудованном павильоне ровно 30 лет. Теперь паровоз будет отреставрирован и установлен на одной из станций Малой Октябрьской железной дороги.
Первопроходец российских железных дорог был изготовлен в Англии на заводе Стефенсона в 1836 году. Эксплуатировался на Царскосельской железной дороге с 1837 по 1860 год. Этот паровоз, тянувший восемь вагонов в первый день работы Царскосельской железной дороги, 30 октября 1837 года, затратил на следование от Петербурга до Царского Села 35 минут, а на обратный путь – 27. Скорость движения доходила до 64 км/ч.
В роли машиниста, управлявшего легендарным «Проворным» 30 октября 1837 года, выступил сам строитель первой в стране железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село, инженер из Австрии Франц Антон фон Герстнер. Памятник этому замечательному человеку на Витебском вокзале был установлен десять лет назад. К слову, изначально Герстнер хотел разместить петербургский вокзал Царскосельской железной дороги на берегу Фонтанки. Вот только смета расходов на строительство дороги была значительно превышена, поэтому принялио решение возвести временную станцию на Семёновском плацу, на Загородном проспекте. А, как известно, временное часто становится постоянным. Поэтому построенный в стиле модерн Витебский вокзал украсил через семьдесят лет Загородный проспект.
Создание макета «Проворного» было приурочено к 150-летию железных дорог России. В Центральном музее железнодорожного транспорта есть модель этого паровоза, изготовленная студентами Технологического института ещё в 1839 году в масштабе 1:4. Она и стала источником для воссоздания паровоза, который до наших дней, к сожалению, не сохранился. Средства для создания реплики выделила Октябрьская дорога. А непосредственное участие в строительстве самого паровоза и вагонов разных классов принимали электровагоноремонтный завод, локомотивные депо Октябрьской дороги, а также сотрудники и студенты Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне ПГУПС). И в первую очередь – Борис Януш, «летописец» Царскосельской дороги.
Было расписано абсолютно всё: где делают колёсные пары, где системы рессорного подвешивания, где рамы, трубу, котёл, топку. В Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебском локомотивном депо в то время работал слесарь-инструментальщик 6-го разряда Антон Брониславович Орловский, под руководством которого и создавался этот уникальный экспонат. Своим энтузиазмом Орловский буквально заражал молодых специалистов. Среди подхвативших его настрой учеников был и нынешний руководитель МОЖД Владимир Чиликин.
– Я горд, что внёс свой скромный вклад в создание этой реплики, – говорит Владимир Борисович. – Антон Брониславович все железные части паровоза, включая котёл, делал сам. А я, тогда ещё совсем мальчишка, вытачивал болты и подавал их.
Ещё один макет паровоза «Проворный» в натуральную величину был установлен на перроне вокзала Новосибирск-Главный в 2001 году к столетию Транссибирской магистрали. Его создатели – коллективы локомотивных депо Новосибирск, Инская и ДКТБ Западно-Сибирской железной дороги.
Петербургская же модель, может быть, и дальше украшала бы Витебский вокзал, но в связи с модернизацией здания было принято решение о передислокации «Проворного». Буквально на днях памятник демонтировали, погрузили на платформы и перевезли на станцию Царскосельская Южной трассы МОЖД. Окончательно установить там паровоз с вагонами планируется весной 2018 года. Его смогут увидеть посетители Малой Октябрьской дороги, а также пассажиры проезжающих мимо поездов ОЖД. Освободившаяся на Витебском вокзале площадь будет задействована для обслуживания пассажиров пригородного сообщения.
|