16 августа 1988 г. в 18:25 на 308 км 1 пк перегона Березайка – Поплавенец Бологовского отделения Октябрьской железной дороги, при скорости 155 км/ч потерпел крушение скоростной пассажирский поезд №159 «Аврора» сообщением Ленинград – Москва.
Цифры крушения:
• 31 человек погиб;
• более 100 получило телесные повреждения различной степени тяжести;
• повреждено 2,5 км контактной сети;
• 0,5 км железнодорожного пути;
• 12 вагонов повреждены до степени исключения из инвентаря;
• допущен полный перерыв в движении поездов на участке свыше 15 часов.
Анализ состояния пути на 306-308 км главного хода Октябрьской железной дороги свидетельствовал о непрерывном росте числа и степени неисправностей. Состояние пути ухудшалось в течении длительного времени перед катастрофой. За сутки до крушения вагоном-путеизмерителем были установлены отступления в содержании пути, которые не обеспечивали безопасность движения с установленными скоростями 160 км/ч и в соответствии с техническими указаниями требовали ограничения скорости по 306-му километру до 60 км/ч, по 307-му – до 120 км/ч и по 308-му – до 25 км/ч. На указанных километрах пути имелось большое количество незакрепленных клеммных болтов.
Старший дорожный мастер за 2 часа перед проходом «Авроры» выполнял выправку пути на 307 км при температуре рельсов, превышающей температуру их закрепления на 30С (допускаемое превышение на прямом участке 20С). Это категорически запрещено и создает условия для его искривления (выброса). Искривление пути при выбросе – появление неровности в горизонтальной плоскости, равное 0,36-0,45 м на длине 10-12 м, что является препятствием для движения поездов.
В месте начала работы на 307 км 9 пк в результате неправильной технологии работ образовалась просадка пути (по показаниям старшего дорожного мастера, выполнявшего путевые работы) глубиной 10-15 мм и длиной 5 м. Эту просадку старший дорожный мастер оценил "на глазок". На самом деле она была настолько большой, что привела к саморасцепу первого вагона и локомотива поезда №159, следовавшего по этому километру пути со скоростью 155 км/ч.
В результате саморасцепа и, следовательно, обрыва тормозной магистрали, произошло экстренное торможение состава поезда. При этом возникла дополнительная продольная сила, передаваемая на путь от колес подвижного состава, которая в сочетании с температурными силами привела к "выбросу" ослабленного пути в конце 308 км 1 пк и сходу вагонов с последующим крушением.
Высокая скорость следования пассажирского поезда №159 в момент крушения была допущена в связи с тем, что старший дорожный мастер необоснованно, без устранения неисправностей, отменил предупреждение, по которому скорость следования была ограничена до 60 км/час.
В вагоне-ресторане в результате опрокидывания произошел пожар, который распространился на другие вагоны. Ввиду удаленности и труднодоступности места крушения пожарные команды из Бологое, Вышнего Волочка, Удомли и Боровичей не смогли подъехать в срок. Прибывшему пожарному поезде не хватило воды, чтобы справиться со столь крупным пожаром.
На месте крушения поезда установлен небольшой памятник, на котором высечено:
"Вы ушли так трагично, случайно,
Божья воля иль просто судьба,
Пусть же память о жертвах нечаянных
Пронесут по земле поезда…"