Герой романа Мастер и Маргарита Мессир Воланд говорил: "Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?"
Действительно, а зачем? Зачем ворошить пыль прошлого, даже если это пыль столетней давности?
Кто-то тянется за прошлым ради денег, кто-то живёт тем прошлым, в котором он был счастлив. А я... А мне нравится искать и исследовать. Я получаю удовольствие от поиска неизведанного.
В начале 2016-го года я познакомился с Арсением, разыскивая информацию о потаённых уголках Рижки, про которые есть пара фотографий в сети и минимум текстовой информации.
Пост о потаённых уголках будет позже, а сегодня я расскажу про волшебную станцию Земцы, куда мы отправились с Арсением вечером в пятницу, 16 сентября 2016, в купе поезда 663.
ПДС шёл по удалению за электропоездом. Я чувствовал, как он тормозит на жёлтых показаниях светофора - ведь мне известны положения всех сигналов от Москвы до Манихино. За Иерусалимом поезд почуял свободу блок-участков и втопил на запад.
А тем временем в вагоне было комфортно, я первый раз в жизни купил у проводницы чай и трескал конфеты с разными вкусностями из магазина ЗАО "Дедовский хлеб".
Мы беседовали о разных железных дорогах, о дежурных, о трейнхопе, о поездках и об адекватных и не очень людях, которые встречаются на пути околожелезнодорожного человека.
После Шаховской я устал и заснул.
Проснулся я около 3-х часов ночи, не очень понимая, что я делаю в поезде и зачем.
На приближении к станции Земцы, пора выходить.
Ну а про то, что с нами было дальше - под катом
1.
2. Выходим на станции Земцы. Мы одни, если не считать поезда, который уедет через три минуты, печальной собаки, которую по всей видимости бросили, и она встречает поезда и дежурной по станции в каменном здании.
В 3.40 утра темно и холодно. Сидеть на вокзале - глупо. Решаем пойти на бывшую станцию Земцы-2. Дорога лежит через посёлок. В воздухе стоит запах леса. Чистый, ароматный, он зовёт к себе, зовёт в чащу. Звёздное небо хвастается перед двумя исследователями млечным путём.
Если бы в Тверской глуши можно было заработать, я бы сбежал из МСК. Спокойный и размеренный образ жизни, атмосфера, река, поезда, красивые русские девушки без закидонов - что ещё нужно для жизни до 100 лет?!
Выходим на точку, в район станции Земцы-2, как показывают старые карты.
Штатива нет. Фотографирую с головки рельса. Я первый раз на линии Земцы - Жарковский, вид на Жарковский. Деревянные шпалы, песчаный балласт - господа читатели, так эту линию можно проехать на велике прямо по шпалам. Мне удавалось проехать около 5 километров по ужасному щебёночному полотну два года назад, когда я ночевал на БМО. 47 километров по песку и деревянным шпалам более чем доступны.
Со стороны Подсосенки протяжно загудел грузовой, прибывающий на скрещение с номером 2 Рига - Москва.
3. Нам пора обратно в Земцы. Предупредительный сигнал ПЧО - со стороны Озёрного. Хотя движения на Озёрный давно нет...
Чем-то напоминает Селижарово, но без семафора
4. Возвращаемся в Земцы на Рижском направлении. Коллега ложиться спать на вокзале, а я иду исследовать станцию. Земцы так и не обзавелись автоматическими стрелками, можно видеть огоньки флюгарок. Если не брать в расчёт кирпичный дом, то фотография вполне сойдёт за древнюю.
Вид на Великие луки
5. Здание вокзала в Земцах. На удивление находится против правила Рижки, что вокзальный комплекс на северной стороне. В Земцах вокзал стоит с южной стороны
6. Восточнее вокзала расположилась водонапорная башня типового проекта начала 20-го века. На удивление, она пережила Войну. Я думаю, что немцы специально не разрушали важную инфраструктуру. Если здание деревянного вокзала не представляло ценности, то башня обеспечивала движение паровозов.
7. Как многие железнодорожные здания той эпохи, башня имеет нивелировку Корпуса Военных топографов.
8. Более современная отметка от ОКТ ЖД на двери. Интересно, какое назначение у башни сегодня?
9. Основание башни. Кирпич хранит на себе следы осколков и пуль. Ведь станция Земцы была захвачена в 1941-м году, вместе с львиной долей Рижского направления
10. Я возвращаюсь в зал ожидания. Расписание движения поездов. Пригородные поезда по дням недели на главном ходу завязаны с движением пригорода на Жарковский
11. Внутреннее убранство. На станции можно наблюдать скрещение двух грузовых
12. Рассвело. Пора в путь. Фоткаю вокзал под другим ракурсом. Когда ещё доведётся попасть в Земцы?
13. За зданием вокзала, среди деревьев, обнаруживаем скульптурку мальчика. Что-то подобное я видел в Мончалово
В правой руке мальчика фляжка, что за объект в левой руке я не понял.
14. Вид на скульптурку мальчика с другой стороны. Мальчик, оказывается, вполне себе мальчик:)
На заднем плане почти забытая эмблема MTV
Мне интересно, сколько ещё различных скульптурок расставлено на станциях Рижского хода?
15. Нам пора на восток.
Платформы на станции Земцы и ручная стрелка. Вид на Великие луки. Даже не верится, что тут уже 115 лет ходят поезда
16. Станция Земцы, 359/360-й километр Рижского направления. Вид на Великие луки
17. Вид на Ржев. Водонапорная башня шикарна, я получаю эстетическое удовольствие
18. На боковых путях, где отстаиваются тепловозы, сохранились деревянные шпалы, в то время как основные пути на бетоне
19. Начало линии на Жарковский. По изначальному замыслу, если бы он реализовался, это был бы простой съезд по Ржевскому типу с линии Москва - Балтия на линию Смоленск - Жарковский - Земцы - Новгород - Питер.
Налево вверх двинешь - в Ржев и Москву прибудешь, направо вниз - на Жарковский, в Тверские кусты попадёшь
20. Мои мысли о минувших днях прервал нечётный грузовой поезд на станции Земцы в виде БТС 2ТЭ116-741, который следовал с нефтью в Латвию
21. Разделение путей. Бетонная Рижка и деревянное направление на Жарки
22. Входной светофор ЧЛ станции Земцы - чётный со стороны Ломоносово, что входит в небольшое противоречие с литерой предупредительного светофора ПЧО - со стороны Озёрного.
Хотя, впрочем, это не играет роли, так как надо букву "Ж" - Жарковский. ПЧЖ и ПЖ:)
23. Линия на Жарковский делает крутой поворот вправо. Меж тем на Рижском ходу наблюдается подъём. Именно кадр похожего ракурса, который я нашёл в сети, манил меня в Земцы - посмотреть, осталось ли что-то от линии на север. Американская карта 1954-го года чётко показывает участок пути от станции Земцы на север над Рижским направлением, равно как и симметричный съезд от Земцов в том же направлении.
24. Ого. Вижу малый деревянный мост на линии на Жарковский
25. Входной светофор Н станции Земцы со стороны Ржева у столба 358/359 км. Выходит, что поезд прибывает с Жарковского в Земцы чётным номером, а со стороны Ржева - нечётным
26. А мы движемся дальше в сторону Подсосенки
27. Взгляд назад. Входные сигналы ЧЛ и Н со стороны Жарковского и Подсосенки соответственно
28. Линия от Земцов на Жарковский теряется в траве...
29. Вдоль Рижки наблюдаем болота и топи. Деревья не вырастают в токсичной среде и засыхают маленькими и тонкими
30. По навигатору находим место, где гипотетическая линия (я употребляю термин гипотетическая, так как оснований считать, что был прямой путь от Жарковского на север минуя станцию Земцы у меня нет). В этом месте меняется рельеф местности. На короткий промежуток исчезает болото по обе стороны полотна. Я ищу артефакты прошлого. Устои мостов, насыпь для двухуровневой развязки по Ржевскому типу, но ничего нет. Не наблюдается даже намёков на просеку. Вид на Ржев, 357 км пк 8
31. Вид в другую сторону. По Земцам ожидается скрещение. Один прибыл, встречного встречают два жёлтых огня. Видно, как по бокам резко начинается спуск в болота от возвышения
32. Едет. 2ТЭ116-1700 компании БалтТрансСервис
33. Сразу после прибытия БТСа отправился 2ТЭ116-872 в сторону Ржева
34. Светофор ПН станции Земцы со стороны Подсосенки. Блокировка полуавтоматическая. Исчезнув в Муравьёво, АБ возобладает над ПАБ только за Новосокольниками на Себеж
35. Холм земли, о котором я упоминал ранее, где должна была проходить перпендикулярная железная дорога
Подведём итог первой части поисков.
В пользу наличия магистрали над Рижским ходом говорят:
1. Просека от станции Земцы-2 до Рижки и далее севернее, которая видна на карте, но при этом не наблюдается в реальности возле полотна на 357 км 8 пк
2. Американская карта 1954 года, на которой показано действующее пересечение Рижского направления и перпендикулярной дороги, включая два съезда на Великие Луки. В принципе, я нахожу данный источник довольно достоверным, во-первых, это карта противоборствующего нам государства, а во-вторых - недействующие на момент выпуска карты участки помечены меткой "abandoned" - заброшенные. Что говорит об осведомлённости американцев.
3. Многочисленные планы отечественного руководства по строительству дороги Смоленск - Жарковский - Земцы-2 - Новгород - Питер и некоторые исполнения трассы во время войны. Это косвенное подтверждение.
4. Земляное возвышение из болот в месте гипотетического пересечения на 357 км 8 пк - крайне мало вероятно, что именно в этом месте возникло возвышения, так как болота вдоль Рижского направления тянутся на довольно значительном протяжении
Против наличия моста над Рижским направлением на север от ныне не существующей станции Земцы-2 говорят следующие факты:
1. Нам не удалось обнаружить каких-либо каменных устоев, необходимых для строительства двухуровневой развязки по Ржевском типу, даже обломков и каких-либо камней.
2. Полностью отсутствуют земляные подъёмы/спуски пути
3. Отсутствует видимая с полотна Рижки просека (хотя это слабый аргумент спустя столько лет)
4. В конце концов странно, что дорога действовала после войны, а затем была ликвидирована под корень.
5. Не удалось обнаружить отечественных послевоенных карт, где фигурировал бы мост над Рижским направлением. (Замечание - отечественных карт в хорошем качестве без искажений довольно мало, часто приходится использовать американские и немецкие карты)
Итого, выражаясь словами Адама и Джимми из Разрушителей мифов, имеем: Миф требует дополнительного уточнения. А я добавлю от себя, что и поисковой работы в лесу на некотором отдалении от действующей ЖД. В этом походе у нас были конкретные цели, и кроме поиска моста надо было посетить станцию Подсосенка.
Я могу предположить, что дороги пересекались не друг под другом, а путём глухого перекрестья - что довольно актуально для быстрых работ военного времени.
36. Шлёпаем дальше
37. Круглобуферная М62-1664 с хамоватой бригадой следует на Земцы со стороны Подсосенки
38. В хвост
39. Встречный 2ТЭ116-1308
40. Бесконечные болота на десятки километров. У полотна мы нашли три яблони с отличными плодами. Обычно я не сторонник кормиться продуктами, выросшими на полотне, но иногда можно.
Яблоки были такие же божественные, что и у Дениса Еськова на даче
41. Подошли к платформе 354 км и переезду
42. Взгляд назад. В принципе красивое место
43. Платформа 354 км Рижского направления, перегон Земцы - Подсосенка
44. Платформа 354 км, вид на Великие луки
45. С переездом
46. Не успели мы заглянуть за поворот, как шпарит 2ТЭ116-1027
47. Встречкой едет пригородный РА1-0027 рейсом 6801, Ржев-Балтийский — Русаново, перегон Подсосенка - Земцы
48. Удирает от нас
49. КТСМ 352 км 8 пк на перегоне Подсосенка - Земцы
50. Поиграем в параболу?
51. На приближении к станции Подсосенка
С такой горки спускался в последний раз скорый мрачной зимой 1992-го года. Вдалеке, в ложбине, лежит станция Подсосенка. До лобовой встречи с грузовым оставались считанные минуты...
|