Разъяснение ОАО «СЗППК» относительно организации пригородных железнодорожных перевозок на территории Республики Карелия
25.08.2014 | 23:00
В связи с появлением в ряде СМИ Республики Карелия информационных сообщений, содержащих критические замечания жителей региона относительно организации пригородных железнодорожных перевозок в республике, ОАО «СЗППК» разъясняет.
Организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ФЗ от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Заказ на транспортное обслуживания формируется правительством Республики Карелия, пригородная компания является исполнителем этого заказа.
Вопрос организации пригородных железнодорожных перевозок и компенсации потерь неоднократно поднимался перед Правительством, в том числе рассматривался на заседаниях региональных координационных советов. Вместе с тем, до настоящего времени обязательства субъектом перед компанией-перевозчиком выполнены не в полном объеме.
Убыток ОАО «СЗППК» от организации транспортного обслуживания населения на территории Республики Карелия только за первое полугодие 2014 года составил 49 млн. рублей. Субсидия на покрытие убытков перевозчика, предусмотренная бюджетом Республики Карелия, составляет 22,6 млн. рублей.
В сложившейся ситуации ОАО «СЗППК» для обеспечения безубыточной работы и недопущения наращивания задолженности субъекта вынуждено приводить размеры движения пригородных поездов в соответствии с заказом Республики Карелия, подкрепленным соответствующим финансированием из бюджета.
За период работы ОАО «СЗППК» как перевозчика пассажиров в пригородном сообщении на территории Республики Карелия была проведена большая работа по сохранению объемов перевозок и обеспечению транспортной доступности населения Республики, что подтверждается фактическими размерами движения по территории республики в 2011-2013 годах и в течение 1-го полугодия 2014 года.
В условиях отсутствия полной компенсации выпадающих доходов, рассчитанных в соответствии с принятыми на государственном уровне нормативными документами, отсутствия подписанного Республики Карелии дополнительного соглашения по осуществлению перевозок с 1 мая 2014 года, с подтверждением сумм и сроков выплаты субсидий на полное покрытие выпадающих доходов, отсутствием средств в бюджете региона, ОАО «СЗППК» поэтапно в течение 2 полугодия 2014 года вынуждено производить оптимизацию размеров движения.
Также следует отметить, что во исполнение поручения Президента России Владимира Путина (подпункт «в» пункта 1 от 8 июля 2014 г. № Пр-1592) пригородными пассажирскими компаниями направлены в субъекты РФ проекты соглашений по урегулированию задолженности за предыдущие периоды, возникшей в результате перевозки пассажиров по регулируемым тарифам.
В 2014 году ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (ОАО «СЗППК») ожидаемый объем компенсаций потерь в доходах от пригородных перевозок железнодорожным в Республике Карелия составит 51% от необходимого. В 2014 году задолженность республики Карелия перед ОАО «СЗППК» составит порядка 49 млн рублей.
Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2014 года №857-р утверждена Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Концепция определяет принципы организации, регулирования и финансирования отрасли, модель владения и управления активами пригородного пассажирского комплекса, основные направления совершенствования нормативной и методологической базы. Один из основных тезисов концепции – закрепление за субъектами Федерации обязанности по организации пригородного сообщения на территории региона посредством размещения государственного заказа на осуществление пригородных пассажирских перевозок. Заказ формируется с учётом положений региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения (включая возможный отказ от пригородного железнодорожного сообщения). Также Концепция закрепляет за регионами обязанность осуществлять государственное ценовое регулирование пригородных пассажирских перевозок с условием финансирования пригородных пассажирских компаний за счёт средств регионального бюджета. К сфере ответственности федерального центра концепция относит долгосрочное (до 15 лет) стабильное субсидирование содержания федеральной инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для целей пригородного пассажирского сообщения.
Следует отметить, что некоторые регионы с пониманием отнеслись к существующей ситуации и рационально подошли к распределению средств на финансирование пригородных перевозок. В частности, Новгородская область, разработала комплексную схему транспортного обслуживания в регионе, в которой учтены все виды транспорта. И в связи с недостаточностью средств в бюджете региона на железнодорожные перевозки, на большей части маршрутов перевозки осуществляются автобусами, тем самым исключено их дублирование пригородными поездами. Этому предшествовала большая совместная работа пригородной пассажирской компании, железной дороги и представителей органов власти. Рабочая группа выезжала в труднодоступные районы региона, ее участники обсуждали конкретные маршруты. Проделанная работа – пример оптимизации транспортного сообщения, в основе которой – грамотное распределение ресурсов.
Примером высокого уровня социальной ответственности компании-перевозчика и выполнения поставленных задач по повышению уровня обслуживания населения Северо-Западного региона является тот факт, что ОАО «СЗППК» в текущем году приобрела современный подвижной состав – рельсовые автобусы.
В частности, данный вид транспорта начал курсировать с 24 июня на участке Санкт-Петербург – Выборг (через Приморск). Рельсовый автобус намного экономичнее поездов на локомотивной тяге. Несмотря на небольшие размеры состава, он отличается высокой вместимостью. Один состав может перевозить до 590 человек, а общее количество сидячих мест – 222, что примерно в 1,5 раза больше, чем в составах курсировавших ранее на данном направлении. С момента начала эксплуатации рельсовым автобусом перевезено более 10 тысяч человек. Приобретение таких поездов видится наиболее оптимальным путем применения лизинговых схем. При этом, лизингодатели хотят видеть гарантии финансовой устойчивости пригородной компании и востребованность приобретаемого в лизинг подвижного состава на региональных рынках на долгосрочную перспективу. Сегодняшняя ситуация как с возмещением выпадающих доходов, так и не определенность транспортного заказа на очередной год пока не дает 100% таких гарантий. Но совместная работа ОАО «СЗППК» и органов власти субъектов РФ позволит найти решения всех вопросов.