Первым вокзалом в истории Российских магистралей был Царскосельский, открытый вместе с железнодорожным движением в 1837 году, но не сохранившийся до наших дней. Однако тот вокзал, который сегодня называется Витебским, располагается на историческом участке, где легли первые чугунные рельсы и стоял первый Царскосельский вокзал.
Здание современного Витебского вокзала - шестое по счету. Первый был деревянным; затем, спустя 14 лет с начала движения по Царскосельской железной дороге, был построен первый каменный вокзал. В течение долгого времени вокзал видоизменялся, расширялся и достраивался. Весной 1900 года началось строительство нового вокзала.
Окончательный проект был выполнен строительным управлением дороги под руководством академика архитектуры Станислава Бржозовского при участии гражданских инженеров Симы Минаша и Алексея Голубкова и инженера путей сообщения Николая Островского.
В 1902 году началось строительство здания. Его главный фасад, обращенный к Загородному проспекту, расположили на несколько метров в глубину от границы тротуара, так что перед вокзалом образовалась небольшая площадь.
Значительное увеличение станционных путей и ожидаемое более интенсивное движение по линии потребовали сделать развязку железной дороги и набережных Обводного канала на разных уровнях. Для этого нужно было поднять пути на высоту около 5-ти метров над уровнем Загородного проспекта. Объем земляных работ, которые предстояло произвести, превышал 50 тыс. кубометров. Землю частично возили на лошадях, но, в основном, доставляли по железной дороге.
Вокзал был открыт 1 августа 1904 года, его строительство обошлось в сумму свыше 2 млн рублей. Именно эта дата сегодня считается днем рождения современного Витебского вокзала.
Сегодня здесь работают 78 сотрудников, а среднесуточный пассажиропоток составляет 15 тыс. человек.
1 августа 2014 года на привокзальной площади был открыт памятник Русской гвардии в честь 100-летия со дня начала Первой мировой войны, сообщила служба корпоративных коммуникаций ОЖД. |