От станции Äyräpää железнодорожная линия продолжалась на северо-запад параллельно берегу реки Вуоксы а затем, в районе Шлюза Гремучий, делала поворот на 90 градусов по направлению к Выборгу. Грунтовая дорога по трассе бывшей насыпи на этом перегоне отсутствует, по крайней мере, на простом автомобиле там не проехать. Сразу за кривой располагалась следующая станция – Kyläpaakkola.
Станция Kyläpaakkola/Кюляпааккола располагалась в том месте, где предполагалось продолжение железнодорожной линии в направлении станции Мюллюпельто. Этим планам сбыться было не суждено. На станции было три пути. Первое станционное здание сгорело в 1942 году, вновь построенное на его месте здание было разрушено на несколько лет позже. В настоящее время сохранились фундаменты станционных зданий. [5]
102. Станция Kyläpaakkola на финской карте 1939 года [3]
103. Станция Kyläpaakkola, вид в сторону станции Äyräpää [4]
От Kyläpaakkola до следующей станции Kaukila по насыпи бывшей железной дороги проходит грунтовка. В нашей экспедиции ни на одну из этих двух станций мы не заезжали, но карты говорят, что посетить эти места возможно.
Станция Kaukila/Каукила располагалась в одноименном населенном пункте. На станции имелась платформа для разгрузки военных грузов, а также высокая пассажирская платформа. Здание вокзала было построено в 1927 году. [5]
В настоящее время сохранился фундамент бывшего станционного здания. Фотографии станции времён её эксплуатации обнаружить не удалось.
104. Станция Kaukila на финской карте 1939 года [3]
На перегоне Kaukila – Ristseppälä/Житково располагался однопролетный мост через реку Hiijoki/Кузьминка. Неисправность этого моста можно считать одной из главных причин, по которой железнодорожная линия из Выборга в послевоенное время эксплуатировалась только до станции Житково, а дальше не восстанавливалась.
Станция Ristseppälä/Житково располагалась у переезда с автомобильной дорогой Выборг – Сосново. Первое станционное здание было построено при строительстве линии. Новое, вместо сгоревшего старого, было возведено в 1942 году [5]. Именно этот вокзал 1942 года постройки сохранялся до окончания эксплуатации станции. Вокзал такой же конструкции имелся и на станции Pilppula/Осиновка.
105. Станция Ristseppälä на финской карте 1939 года [3]
Как и на многих других станциях этой линии, в Житково в направлении главного пути располагалась основная часть станции, а чуть сбоку располагалась длинная грузовая платформа.
106. Грузовая платформа на станции Житково
107. Интересен тот факт, железнодорожный путь отделял грузовую платформу от автодороги и для заезда на платформу необходимо было пересечь этот путь
108. Грузовая платформа имеет косой поперечный профиль
109. Основная часть станции прилично заросла. И только следы деятельности металлоискателей отчетливо выдают расположение станционной площадки
110. А вот и шпалы станционных путей. Сложно поверить, что еще 20 лет назад здесь находилась железнодорожная станция
111. Остатки участка высокой платформы и станционного здания
112. А это фото сделано на бывшей низкой платформе
Последние пригородные поезда из Выборга до Житково значились в графике 1998 года. В это время станция уже работала в виде тупикового остановочного пункта – в работе оставался один путь и не было линейных работников. После завершения пассажирского движения на станции были отставлены несколько вагонов дизель-поездов Д1, которые в течении нескольких лет были здесь успешно утилизированы.
113. Остатки высокой пассажирской платформы
114. Фундамент станционного здания
115. Искатели металла работают на станции Житково по сей день…
Рельсы на перегоне Житково – Вещево были демонтированы силами МПС в 2001 году [12]
В довоенное время на перегоне Ristseppälä/Житково – Heinjoki/Вещево располагался остановочный пункт Koisilta/Койсилта, на карте 1939 года он уже не значился, поезда проезжали его без остановки.
Станция Heinjoki/Вещево
Станционное здание здесь было построено в 1927. Станция располагалась на малонаселенной территории, ближайшая деревня находилась в пяти километрах. Станция имела важную роль во время Зимней и Великой Отечественной Войны, для этого на ней была построена длинная грузовая платформа. [5]
116. Станция Heinjoki на финской карте 1939 года [3]
117. Станция Heinjoki в финское время [9]
Первое станционное здание сгорело, а второе, построенное на его месте, в 1944 году было перевезено на станцию Вуокатти железных дорог Финляндии, где и находится в настоящее время. [5] Вообще, финны довольно активно занимались перевозкой своих вокзалов со станции, расположенных на Карельском перешейке. К примеру, бывший вокзал со станции Молодёжное Большой Приморки долгие годы затем эксплуатировался на станции Пасила в черте города Хельсинки. Бывшее деревянное здание вокзала находится там и в настоящее время, но с 80-х годов используется уже для других целей.
118. Вокзал станции Вуокатти, который до 1944 году располагался на станции Heinjoki/Вещево. Фото 2015 г.
119. Разрушенная горловина станции Heinjoki со стороны Выборга, 24 августа 1941 года [4]
120. «Выборгская» горловина станции в апреле 2020 года
В советское время в Вещево было построено двухэтажное кирпичное станционное здание, которое находится в исправном состоянии и сейчас.
121. Пассажирская платформа на станции Вещево. За деревьями виднеется станционное здание
122. Лестничный спуск от станционного здания на пассажирскую платформу
123. Площадка бывшей станции вовсю зарастает деревьями
124. В горловине со стороны бывшей станции Житково всё еще стоят остовы двух светофоров, при этом в сторону Выборга ни одного светофора на станции не сохранилось
125. Еще год назад здесь лежали рельсы
126. Единственное место на линии Лазаревка – Вещево, где в настоящий момент сохранились рельсы – это восточная горловина станции Вещево
127. Здесь остались даже детали стрелочного перевода!
128. Бывший тупик в Вещево в сторону станции Житково. Яндекс-карты рисуют здесь грунтовку по насыпи бывшего перегона, но на обычном автомобиле проехать здесь вряд ли возможно…
Пассажирское движение от Выборга до Вещево осуществлялось до 1-го апреля 2009 года, далее линия использовалась для немногочисленных грузовых перевозок. По информации от известного Петербургского транспортного статиста Михаила Жукова, последний грузовой поезд проехал из Вещево в Выборг 18 декабря 2009 года. Поезд состоял из тепловоза М62 и одной грузовой платформы. Весьма снежной зимой 2009/2010 года путь от Лазаревки до Вещево не очищался от снега, а уже весной 2010 года проехать по линии было невозможно – часть рельсов были разобраны местными жителями. К 2012 году рельсы были уже демонтированы практически на всём протяжении линии, кроме станции Вещево. Хотя, по официальным документам перегон Лазаревка – Вещево не закрыт для движения вплоть до настоящего времени.
На этом наша экспедиция, начавшаяся со станции Сосново, подошла к концу, и мы отправились обратно в сторону Петербурга.
Но читателям блога я всё равно предлагаю отправиться дальше вдоль железнодорожной линии по направлению к Выборгу!
Станция Pilppula располагалась на малонаселённой территории. Оригинальное здание вокзала было уничтожено огнём в 1942 году и было заменено новым [5]. На станции имелось два пути. В Советско-Российское время здесь располагался остановочный пункт Осиновка. В настоящее время от бывшего раздельного пункта сохранились фундаменты станционного здания.
129. Станция Pilppula на финской карте 1939 года [3]
130. Разрушенный железнодорожный путь в районе станции Pilppula в августе 1941 года [4]
Остановочный пункт Rainio находился в эксплуатации в финские годы этой линии.
131. Остановочный пункт Rainio на финской карте 1939 года [3]
Станция Pero/Перово располагалось в районе поселения Suur-Pero, вблизи завода по производству гвоздей. Станционное здание было построено в 1927 году по проекту архитектора Thure Hellström’а, как и многие другие здания вокзалов на этой линии. От станции была построена узкоколейка к заводу по производству гвоздей. Оригинальное станционное здание сгорело во время войны. Вместо него в 1941 года было построено временное здание, которое в 1942 году было заменено на постоянное. [5]
132. Станция Pero на финской карте 1939 года [3]
В финские годы здесь располагалась трехпутная станция, а начиная с Советского времени – остановочный пункт. Станционное здание сохранилось и используется как жилой дом. [1]
Станция Karhusuo/Кархусуо
Небольшая станция, от которой шел подъездной путь к цементному заводу. Станционное здание было построено в 1927 году архитектором Thure Hellström’ом и являлось точной копией вокзала соседней станции Liimatta/Лазаревка. В 1942 году здание станции сгорело. Вместо него построили новое, но в последствии разобрали и его. [5]
133. Станция Karhusuo на финской карте 1939 года [3]
Ну а на следующей станции - Liimatta/Лазаревка, располагающейся на магистрали Pietari – Viipuru, железнодорожная линия до Valkjärvi и начиналась…
Станция была открыта 16 января 1925 года в момент открытия линии на Приморск [1]. Действует станция и сейчас, но уже в составе крупной станции Выборг.
134. Станция Liimatta на финской карте 1939 года [3]
Красным цветом показана линия на Valkjärvi, по диагонали проходил линия Выборг – Петербург, а налево уходит линия к Приморску
На этом серия постов про железную дорогу Выборг - Валкъярви завершена.
Благодарю Вас за внимание!
Выражаю благодарность Алексею Огневу и Владимиру Яшину без которых бы эта публикация не состоялась!
|