Продолжаем изучать закрытую железнодорожную линию [Выборг/Viipuri] – Лазаревка/Liimatta – Мичуринское/Valkjärvi – [Сосново/Rautu].
В апреле 2020 г. мы с Алексеем Огневым проехали по некоторым объектам этой дороги на участке от станции Сосново до станции Вещево.
28. Схема железнодорожной линии Liimatta/Лазаревка – Valkjärvi/Мичуринское на современной основе
Начинаем свой путь со станции Rautu/Сосново. В 1940 – начале 1941 года советские железнодорожные войска успели построить подъездной путь длиной около 5 км от станции Rautu/Сосново к орудийным позициям в районе нынешнего посёлка Раздолье [1]. Планировалось, что в итоге линию достроят и до станции Valkjärvi, тем самым обеспечив транзитный проезд от Сосново до Выборга через центр Карельского перешейка.
29. Поворотный круг на станции Сосново. К линии до Выборга он не относится, хотя при определенном ходе истории мог бы, но не показать его я не смог
30. Насыпь планируемого перегона Rautu – Valkjärvi отклоняется от хода на Хийтолу в районе северной горловины станции Сосново, на фото виден километровый знак «75»
31. Насыпь на участке от северной горловины станции Сосново до автомобильной дороги А-121
Далее держим путь в посёлок Мичуринское, где до 1944 года действовала железнодорожная станция Valkjärvi. Осмотр бывшей железнодорожной линии начинаем с самой восточной ее точки – овальных погребов, до которых был построен подъездной путь в 1942 году.
32. Овальные погреба. Общей вид с нижней отметки
33. Нижнее помещение овальных погребов. В советское время эта постройка использовалась как овощехранилище [2]. По бокам располагаются отсеки для хранения необходимой продукции
34. Общий вид овальных погребов с верхней отметки. Здесь к погребам подходил железнодорожный подъездной путь от станции Valkjärvi
35. Верхнее помещение овальных погребов. Через люки в перекрытии загружались отсеки, расположенные уровнем ниже
36. Станционная площадка в районе овальных погребов
37. Железнодорожная насыпь на участке от станции Valkjärvi до овальных погребов, 06 августа 1943 г. [4]
38. Бывшая железнодорожная насыпь в посёлке Мичуринское в настоящее время
Следующий пункт осмотра – территория бывшей станции Valkjärvi/Валкъярви, движение поездов на которой осуществлялось с 01 января 1930 года и до отступления финской армии летом 1944 г.
39. Так выглядела пассажирская часть станции в 30-е годы [10]
40. Так выглядит бывшее здание вокзала сейчас, вид с северо-запада [апрель 2020 г.]
Строительство железной дороги до станции Valkjärvi тесно связано с тем, что в середине 20-х годов XX века здесь был основан одноимённый военный округ. Станция располагалась примерно в километре к северу от посёлка с таким же названием, а непосредственно в районе станции находились лесопилка и немногочисленные жилые дома. Здание вокзала было построено в 1929 году по тому же проекту, как и на станции Хейнола Финских железных дорог. [5]
41. Вокзал станции Валкъярви [11]
42. Поезд у пассажирской платформы станции, вид с востока [11]
43. Фундаменты здания вокзала. Вид с востока
44. Советские паровоз Оу-4567 на станции Валкъярви. 30.08.1941 [4]
45. На путях станции в тот же день 1941 года стоял пассажирский вагон №576 приписки Октябрьской железной дороги. На вагоне имеется надпись – «ст. КОРПИОЛЯ» или что-то подобное. Вероятно, этот вагон использовался СССР на соседней станции Korpioja в качестве помещения дежурного по станции взамен сгоревшего в Зимней войне вокзального здания. [4]
46. Станционный пакгауз. Название станции на русском языке написано без твердого знака, как того требуют нынешние нормы написания финского названия. [4]
47. Грузовая платформа на станции [4]
48. Остатки бывшей грузовой платформы на станции Valkjärvi
49. И еще одно фото грузовой платформы, 1944 год, в момент эвакуации с территории Карельского перешейка. Следует отметить, что на линии Выборг – Мичуринское грузовые платформы на всех крупных станциях были построены приличной длины в несколько сотен метров – для возможности выгрузки и погрузки сразу нескольких эшелонов. Всё-таки, линия имела стратегическое значение для Финляндии. [4]
50. По состоянию на весну 2020 года территория станции активно застраивается частными домами, железнодорожные артефакты, при этом, стремительно исчезают…
51. Станция была достаточно крупной. Только на этом снимке, запечатлевший железнодорожный эшелон в момент эвакуации с территории Карельского перешейка в сторону Финляндии, можно насчитать не менее семи станционных путей. [4]
52. Фундаменты еще одного станционного здания в грузовой части
53. Здесь когда-то располагалась станция Valkjärvi…
Далее держим путь вдоль железнодорожной линии на запад – к территории бывшего паровозного депо.
54. Руины паровозного депо сейчас скрываются среди деревьев
55. Территория депо огорожена, но забор пока не сплошной. Забор принадлежит какой-то из структур Газпрома, который строит здесь спортивный комплекс
56. Остатки бывшего поворотного круга
57. А так поворотный круг выглядел 90 лет назад… [11]
58. Руины бывшего депо
59. Еще год назад в ближнем к поворотному кругу торце располагались кирпичные арочные своды
60. Сейчас же здание активно ликвидируется…
61. Кирпичи бывшего депо
В следующей части поста мы отправимся в путь на запад по насыпи бывшей железной дороги…
|