Название города Заполярный говорит само за себя. Он находится на крайнем севере нашей страны, за полярным кругом у границы с Норвегией. Но в самом населённом пункте не было бы ничего необычного, когда б туда не вела тупиковая ветка, которая идёт по безлюдной лесотундре с выселенными посёлками и брошенными военными базами. Самая северная железная дорога в Европе, а до недавнего времени и в мире. Естественно однопутная и малодеятельная. Подобные места определённо представляют интерес. Садимся в одновагонный поезд и отправляемся в путь!
От вокзала столицы Заполярья поезд немного проходит по Мурманской магистрали на юг и на первой же станции сворачивает на неприметный путь, который запросто можно спутать с подъездным. Это и есть начало 200-километровой железной дороги Кола - Никель.
Вокзал Мурманск. Две эти фотографии сделаны за 3 года до описываемых событий.(Все изображения в рассказе принадлежат автору, если не указано иное)
Первая станция на ответвлении - Мурмаши, в одноимённом посёлке при ГЭС на реке Тулома. Построена ещё в довоенное (?) время и отличается оригинальностью и капитальностью. Одна из нескольких действующих станций на ветке, многие другие находятся на "консервации", т.е. закрыты.
Усматривается в ней что то итальянское...
Посадка в поезд произошла именно здесь. Следует отметить, что это не стандартный пассажирский или пригородный, а так называемый "Рабочий поезд" - на нём везут, путейцев, станционных служащих, других работников РЖД, а также корреспонденцию. Такие поезда тоже ходят по фиксированному графику и охватывают значительную часть железнодорожной сети России, но в расписаниях как правило не указываются. Посторонним проехать обычно не составляет труда - главное узнать время. Конкретно этот неежедневный - в ходу 3 раза в неделю, из Мурманска отходит в 7 утра (информация требует уточнения).
Внутри есть самовар (титан).Завтракаю.
Когда-то по линии ходил и пассажирский состав, но он ехал очень долго: 200 км за 8 - 9 часов! Наш же поезд пропускает все многочисленные километровые остановки и даже станции, выходить и садиться всё равно некому, поэтому едем довольно резво. Первая остановка после Мурмашей - станция Нял, посёлок при которой расселён.
Впереди нас "буксовал" грузовой, диспетчер решил дать ему уехать вперёд. Стоим минут 20.
Железнодорожники играют с щенками.
Поезд даёт гудок – едем дальше. За окном болотистая лесотундра перемежаемая многочисленными реками и озёрами с финскими названиями. Очень красиво!
Путь петляет между холмами и водными препятствиями, а одинокий вагон увозит нас всё дальше в безлюдные края.
Народу едет мало, человек 12. Кто спит, кто накатывает, кто смотрит в окно. Кроме железнодорожников в поезде несколько рыбаков, они договорились с машинистом, где поезду остановиться, а где потом забрать их. Такое ещё возможно на периферии.
Закрытая станция Моккет. Проехали больше половины. Посёлок также расселён, но закрытие не помешало сделать ремонт и установить новую табличку.
Удивительно, но раньше по ветке можно было проехать сев в поезд в столице и при этом нигде не выходя - существовал вагон беспересадочного сообщения Москва - Никель! Ходил пригородный Мурманск - Никель, который сократили сначала до Заполярной, потом до Моккета, потом до Няла, а в 2015 отменили вовсе. "Нерентабельный, пассажиропоток мал" - заключили в правительстве области и РЖД.
Деревьев становится всё меньше. Дорога поднимается в горы и берёт к северу.
Зимой здесь очень много снега. Однажды даже замело по крышу целый поезд!
Фотографии отсюда: https://alex-avr2.livejournal.com/145152.html
Станция Луостари - третья (?) "живая" на ветке, почти приехали. Интересно, что участок отсюда до Никеля был построен раньше остальной ж\д - ещё во времена, когда эта территория была финляндской и тоже был тупиковым, только уже с восточной стороны.
Последние километры поезд идёт среди отвалов выработанной породы и унылой промзоны.
А сама станция Заполярная и бывший вокзал находятся на закрытой территории комбината "Печенганикель"! Рядом гигантские карьеры и рудники, из которых десятки лет извлекают медно-никелевую руду. Этому предприятию и такому же подобному на следующей станции Никель и обязана жизнью данная ветка.
Фотография со старых времён, когда ещё ходил пассажирский, взята отсюда: https://alex-avr2.livejournal.com/113928.html - если есть время почитайте тут про сам город и детально про станцию.
Рабочий поезд Мурманск - Заполярная приняли на бесплатформенный путь.
Кстати, он оказался в два раза быстрее, чем бывший пригородный! Ну а я, поблагодарив проводника, отправляюсь в город. Спасибо РЖД за такие маршруты.
Отвалы куда не посмотри.Создаётся впечатление, что перерыто всё вокруг.
До конца железной дороги отсюда около 25 километров, но дальше теперь так просто не доехать...
|