Название города Заполярный говорит само за себя. Он находится на крайнем севере нашей страны, за полярным кругом у границы с Норвегией. Но в самом населённом пункте не было бы ничего необычного, когда б туда не вела тупиковая ветка, которая идёт по безлюдной лесотундре с выселенными посёлками и брошенными военными базами. Самая северная железная дорога в Европе, а до недавнего времени и в мире. Естественно однопутная и малодеятельная. Подобные места определённо представляют интерес. Садимся в одновагонный поезд и отправляемся в путь!
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/901899/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e738299f2eeaa232df99c0e/scale_1200)
От вокзала столицы Заполярья поезд немного проходит по Мурманской магистрали на юг и на первой же станции сворачивает на неприметный путь, который запросто можно спутать с подъездным. Это и есть начало 200-километровой железной дороги Кола - Никель.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1900266/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e73d80cde04135fd165c573/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1657335/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7483fdf51e694667a057d6/scale_1200)
Вокзал Мурманск. Две эти фотографии сделаны за 3 года до описываемых событий.(Все изображения в рассказе принадлежат автору, если не указано иное)
Первая станция на ответвлении - Мурмаши, в одноимённом посёлке при ГЭС на реке Тулома. Построена ещё в довоенное (?) время и отличается оригинальностью и капитальностью. Одна из нескольких действующих станций на ветке, многие другие находятся на "консервации", т.е. закрыты.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1862846/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e73641684227f55c7e09f39/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1873797/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7363fa125f9f1bda1128a2/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1576786/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7364154337492a23d9d374/scale_1200)
Усматривается в ней что то итальянское...
Посадка в поезд произошла именно здесь. Следует отметить, что это не стандартный пассажирский или пригородный, а так называемый "Рабочий поезд" - на нём везут, путейцев, станционных служащих, других работников РЖД, а также корреспонденцию. Такие поезда тоже ходят по фиксированному графику и охватывают значительную часть железнодорожной сети России, но в расписаниях как правило не указываются. Посторонним проехать обычно не составляет труда - главное узнать время. Конкретно этот неежедневный - в ходу 3 раза в неделю, из Мурманска отходит в 7 утра (информация требует уточнения).
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1686231/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e736fed4337492a23d9d491/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/235144/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e73712ff2eeaa232df99a6e/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/29030/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737160b22d3c6dcc1e7413/scale_1200)
Внутри есть самовар (титан).Завтракаю.
Когда-то по линии ходил и пассажирский состав, но он ехал очень долго: 200 км за 8 - 9 часов! Наш же поезд пропускает все многочисленные километровые остановки и даже станции, выходить и садиться всё равно некому, поэтому едем довольно резво. Первая остановка после Мурмашей - станция Нял, посёлок при которой расселён.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1328466/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e73726f8316bf21df29a19b/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1790220/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e73723e1a806a56ab9ae7ef/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1886729/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7372614337492a23d9d4c0/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1118263/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737269375fb21d41705f2b/scale_1200)
Впереди нас "буксовал" грузовой, диспетчер решил дать ему уехать вперёд. Стоим минут 20.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1641049/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7372efb894223da527060d/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1710127/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e74ab722dfbc4739d35cf7e/scale_1200)
Железнодорожники играют с щенками.
Поезд даёт гудок – едем дальше. За окном болотистая лесотундра перемежаемая многочисленными реками и озёрами с финскими названиями. Очень красиво!
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1589949/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737b34f6d9d7377d6e3bc6/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1587994/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737b34ac36540bbf85691c/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/241236/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e74afc23bf30f3330c8e76c/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1708012/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737b130bce7c30bde6aff5/scale_1200)
Путь петляет между холмами и водными препятствиями, а одинокий вагон увозит нас всё дальше в безлюдные края.
Народу едет мало, человек 12. Кто спит, кто накатывает, кто смотрит в окно. Кроме железнодорожников в поезде несколько рыбаков, они договорились с машинистом, где поезду остановиться, а где потом забрать их. Такое ещё возможно на периферии.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1918821/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737b666a07f739edef56e5/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1923220/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737bab68ba6d5a3c403b81/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1219682/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737b8770e1fb013646c8dd/scale_1200)
Закрытая станция Моккет. Проехали больше половины. Посёлок также расселён, но закрытие не помешало сделать ремонт и установить новую табличку.
Удивительно, но раньше по ветке можно было проехать сев в поезд в столице и при этом нигде не выходя - существовал вагон беспересадочного сообщения Москва - Никель! Ходил пригородный Мурманск - Никель, который сократили сначала до Заполярной, потом до Моккета, потом до Няла, а в 2015 отменили вовсе. "Нерентабельный, пассажиропоток мал" - заключили в правительстве области и РЖД.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1779163/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737c0b5af59a04d1687c6a/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/51081/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737c0cac36540bbf856935/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1878668/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737c0cde04135fd165be5d/scale_1200)
Деревьев становится всё меньше. Дорога поднимается в горы и берёт к северу.
Зимой здесь очень много снега. Однажды даже замело по крышу целый поезд!
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1596193/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e751b22f4ce282369cf5c6a/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1884623/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e751894e5941c71e0121d29/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1710676/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e75181fd213a004a2160733/scale_1200)
Фотографии отсюда: https://alex-avr2.livejournal.com/145152.html
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1912454/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e737dd348e91e561b28e973/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1898242/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e74b32f2cfd951339445026/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1708007/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e74b2f7efef6067826c21c8/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1708265/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7503aca068b531a83ff8cb/scale_1200)
Станция Луостари - третья (?) "живая" на ветке, почти приехали. Интересно, что участок отсюда до Никеля был построен раньше остальной ж\д - ещё во времена, когда эта территория была финляндской и тоже был тупиковым, только уже с восточной стороны.
![Последние километры поезд идёт среди отвалов выработанной породы и унылой промзоны.](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1862846/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e73829d68ba6d5a3c403c2c/scale_1200)
Последние километры поезд идёт среди отвалов выработанной породы и унылой промзоны.
А сама станция Заполярная и бывший вокзал находятся на закрытой территории комбината "Печенганикель"! Рядом гигантские карьеры и рудники, из которых десятки лет извлекают медно-никелевую руду. Этому предприятию и такому же подобному на следующей станции Никель и обязана жизнью данная ветка.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/99893/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7382a08316bf21df29a330/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1108934/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7516c9d213a004a2160716/scale_1200)
Фотография со старых времён, когда ещё ходил пассажирский, взята отсюда: https://alex-avr2.livejournal.com/113928.html - если есть время почитайте тут про сам город и детально про станцию.
![Рабочий поезд Мурманск - Заполярная приняли на бесплатформенный путь.](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1712117/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7382a2f51e694667a04a97/scale_1200)
Рабочий поезд Мурманск - Заполярная приняли на бесплатформенный путь.
Кстати, он оказался в два раза быстрее, чем бывший пригородный! Ну а я, поблагодарив проводника, отправляюсь в город. Спасибо РЖД за такие маршруты.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1888987/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e738318cc7cdf25073028f0/scale_1200)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1587994/pub_5e733e378cd2837a65971d71_5e7382a09782a00adefc19ba/scale_1200)
Отвалы куда не посмотри.Создаётся впечатление, что перерыто всё вокруг.
До конца железной дороги отсюда около 25 километров, но дальше теперь так просто не доехать...
|