Самая северная железная дорога в Европе. Однажды зимой здесь по крышу замело поезд! Мурманская область. Кола - Никель.

23.03.2020 | 10:01 

Заполярная  Луостари  Моккет  Мурманск  Мурмаши  Нял 

Название города Заполярный говорит само за себя. Он находится на крайнем севере нашей страны, за полярным кругом у границы с Норвегией. Но в самом населённом пункте не было бы ничего необычного, когда б туда не вела тупиковая ветка, которая идёт по безлюдной лесотундре с выселенными посёлками и брошенными военными базами. Самая северная железная дорога в Европе, а до недавнего времени и в мире. Естественно однопутная и малодеятельная. Подобные места определённо представляют интерес. Садимся в одновагонный поезд и отправляемся в путь!

От вокзала столицы Заполярья поезд немного проходит по Мурманской магистрали на юг и на первой же станции сворачивает на неприметный путь, который запросто можно спутать с подъездным. Это и есть начало 200-километровой железной дороги Кола - Никель.

Вокзал Мурманск. Две эти фотографии сделаны за 3 года до описываемых событий.(Все изображения в рассказе принадлежат автору, если не указано иное)

Первая станция на ответвлении - Мурмаши, в одноимённом посёлке при ГЭС на реке Тулома. Построена ещё в довоенное (?) время и отличается оригинальностью и капитальностью. Одна из нескольких действующих станций на ветке, многие другие находятся на "консервации", т.е. закрыты.

Усматривается в ней что то итальянское...

Посадка в поезд произошла именно здесь. Следует отметить, что это не стандартный пассажирский или пригородный, а так называемый "Рабочий поезд" - на нём везут, путейцев, станционных служащих, других работников РЖД, а также корреспонденцию. Такие поезда тоже ходят по фиксированному графику и охватывают значительную часть железнодорожной сети России, но в расписаниях как правило не указываются. Посторонним проехать обычно не составляет труда - главное узнать время. Конкретно этот неежедневный - в ходу 3 раза в неделю, из Мурманска отходит в 7 утра (информация требует уточнения).

Внутри есть самовар (титан).Завтракаю.

Когда-то по линии ходил и пассажирский состав, но он ехал очень долго: 200 км за 8 - 9 часов! Наш же поезд пропускает все многочисленные километровые остановки и даже станции, выходить и садиться всё равно некому, поэтому едем довольно резво. Первая остановка после Мурмашей - станция Нял, посёлок при которой расселён.

Впереди нас "буксовал" грузовой, диспетчер решил дать ему уехать вперёд. Стоим минут 20.

Железнодорожники играют с щенками.

Поезд даёт гудок – едем дальше. За окном болотистая лесотундра перемежаемая многочисленными реками и озёрами с финскими названиями. Очень красиво!

Путь петляет между холмами и водными препятствиями, а одинокий вагон увозит нас всё дальше в безлюдные края.

Народу едет мало, человек 12. Кто спит, кто накатывает, кто смотрит в окно. Кроме железнодорожников в поезде несколько рыбаков, они договорились с машинистом, где поезду остановиться, а где потом забрать их. Такое ещё возможно на периферии.

Закрытая станция Моккет. Проехали больше половины. Посёлок также расселён, но закрытие не помешало сделать ремонт и установить новую табличку.

Удивительно, но раньше по ветке можно было проехать сев в поезд в столице и при этом нигде не выходя - существовал вагон беспересадочного сообщения Москва - Никель! Ходил пригородный Мурманск - Никель, который сократили сначала до Заполярной, потом до Моккета, потом до Няла, а в 2015 отменили вовсе. "Нерентабельный, пассажиропоток мал" - заключили в правительстве области и РЖД.

Деревьев становится всё меньше. Дорога поднимается в горы и берёт к северу.

Зимой здесь очень много снега. Однажды даже замело по крышу целый поезд!

Фотографии отсюда: https://alex-avr2.livejournal.com/145152.html

Станция Луостари - третья (?) "живая" на ветке, почти приехали. Интересно, что участок отсюда до Никеля был построен раньше остальной ж\д - ещё во времена, когда эта территория была финляндской и тоже был тупиковым, только уже с восточной стороны.

Последние километры поезд идёт среди отвалов выработанной породы и унылой промзоны.

Последние километры поезд идёт среди отвалов выработанной породы и унылой промзоны.

А сама станция Заполярная и бывший вокзал находятся на закрытой территории  комбината "Печенганикель"! Рядом гигантские карьеры и рудники, из которых десятки лет извлекают медно-никелевую руду. Этому предприятию и такому же подобному на следующей станции Никель и обязана жизнью данная ветка.

Фотография со старых времён, когда ещё ходил пассажирский, взята отсюда: https://alex-avr2.livejournal.com/113928.html - если есть время почитайте тут про сам город и детально про станцию.

Рабочий поезд Мурманск - Заполярная приняли на бесплатформенный путь.

Рабочий поезд Мурманск - Заполярная приняли на бесплатформенный путь.

Кстати, он оказался в два раза быстрее, чем бывший пригородный! Ну а я, поблагодарив проводника, отправляюсь в город. Спасибо РЖД за такие маршруты.

Отвалы куда не посмотри.Создаётся впечатление, что перерыто всё вокруг.

До конца железной дороги отсюда около 25 километров, но дальше теперь так просто не доехать...

Самая северная железная дорога в Европе. Однажды зимой здесь по крышу замело поезд! Мурманская область. Кола - Никель.
Другой путь • https://zen.yandex.ru/
Комментарии и оценки
Имя:

  

 
Информация


Просмотры: 23
Информационная нагрузка:
Комментарии: 1

Войдите на сайт, чтобы оценить фото.
 © 2012-2024, Аркадий Кацнельсон
 © Авторы материалов

Яндекс.Метрика