Хотел коротко рассказать о записанном сегодня видеоролике, но получился целый исторический экскурс в эпоху Д1 и лихих огородов 1990-х. По традиции видео в конце публикации.
1. Вид в сторону Великого Новгорода. Даже засветка от города видна. Там переезд на дороге от Лужского шоссе до деревни Нехино.
Люблю такие атмосферные места. Особенно зимой. Снег приглушает звук трения колеса о рельс и остается только дизель и турбины. К тому же и дачников в это время нет. Тишина. Только собаки лают где-то вдалеке.
2. Вид в сторону станции Батецкая.
Железная дорога Луга — Новгород строилась во время Первой мировой войны по заказу военного ведомства. После открытия 13 июля 1916 года линия обеспечивала пропуск поездов со скоростью 27-28 км/ч.
В середине 1990-х пригородный участок от Великого Новгорода до станции Люболяды пользовался особенной популярностью из-за того, что местным жителям выделили больше количество участков под дачные хозяйства. В то время на маршруте Великий Новгород — Батецкая и Великий Новгород — Луга эксплуатировались легендарные дизель-поезда Д1 и всё очень напоминало Индию.
Тогда же был произведен капитальный ремонт участка Новгород-Лужский — Батецкая. Легкие рельсы и деревянные шпалы на песчаном балласте были заменены на традиционные Р65 с бетонным шпалами на щебне. Из-за ремонта низкие песчаные платформы оказались ниже уровня пути и практически перестали угадываться.
1995 год. Выходные заканчиваются и тысячи дачников хотят вернуться в город. Они распределены вдоль пути, жгут костры и импровизированными вениками отмахиваются от назойливых комаров. Поезд не очень выдерживает расписание, да и до станции многим идти по 3-5 км. Все приходят сильно заранее.
И вот старенький Д1 останавливается посреди леса. К тамбурам прислоняют самодельные стремянки и дачники оперативно загружаются в поезд. Внутри тесно и пахнет кострами. Последним пассажирам не хватает места, но все понимают, что другого транспорта нет. У машиниста не получается закрыть двери, из них свисают люди. После пары попыток машинист трогается с места, а последний пассажир отталкивает ногой стремянку. Так с открытыми дверями поезд следует до станции Новгород-Лужский. Недалеко от неё находится большой спальный район «Западный». Половина пассажиров выходит и бредёт по путям ещё полсотни метров до ближайшего тротуара.
Через несколько лет экономика начнёт расти, все эти лесные огороды забросят, а Д1 отставят от работы. На маршруте останутся работать тепловозы ТЭП70 с пассажирскими вагонами. Ещё позже, в 2013 году, пригородные поезда на этом участке отменят совсем. В 2015 году, после Путинского «С ума сошли?» в летнем расписании что-то всё же будет появляться.
Ещё пару месяцев назад станция Люболяды была закрыта: светофоры не работали. Остальные станции — БП 38 км, разъезд Радом, Мойка, Нащи, Нащи-2 был закрыты и разобраны ещё раньше.
И вот буквально несколько недель назад станция Люболяды снова заработала. Движения на линии совсем немного. Грузовых почти не бывает, а из пассажирских остаются только Минск — Мурманск и залётный Санкт-Петербург — Калининград.
Скорее всего, линия немного оживет после продления маршрута «Ласточки» Петрозаводск — Великий Новгород до Пскова. Расписание уже составлено с учётом такого продления.
Видеоприложение: поезд Санкт-Петербург — Калининград на станции Люболяды. Использование наушников или нормальной акустики обязательно.