Одной из героических страниц в истории борьбы города за освобождение стала легендарная Дорога Победы, по которой в осажденный Ленинград и из него прошло более 6 тыс. поездов.
После прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве железной дороги Шлиссельбург – Поляны протяженностью 33 км.
Строили железную дорогу железнодорожные войска и спецформирования Народного комиссариата путей сообщения. Руководил строительством начальник Управления Военно-восстановительных работ Ленинградского фронта Иван Зубков. Железнодорожная линия была построена за 17 суток.
Поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей, отправился со станции Волховстрой в 17:43 5 февраля 1943 года. В пути он был обстрелян противником и был вынужден остановиться для отогрева замерзшего рукава, соединявшего бак с цистерной с водой, 6 февраля прибыл на станцию Новая Деревня.
7 февраля 1943 года в Ленинград с Большой земли прибыл первый грузовой поезд. Толпы ликующих жителей города заполнили платформы Финляндского вокзала. Состав с продовольствием и боеприпасами привела лучшая бригада паровоза ЭУ-708-64 депо Волховстрой в составе старшего машиниста Ивана Пироженко, помощника машиниста Виктора Дятлева, кочегара Ивана Антонова и главного кондуктора Ф. Кудряшова.
В тот же день от пятой платформы Финляндского вокзала отправился первый поезд на Большую землю. На платформах лежали заготовленные в блокадном Ленинграде отливки орудийных стволов для дальнейшей их обработки на одном из заводов Урала. Состав вел старший машинист паровоза ЭМ 721-83 Павел Федоров.
За время работы Дороги Победы ее разрушали более 1200 раз, свыше 200 железнодорожников разных профессий погибли на своих рабочих местах.
Железнодорожная линия Шлиссельбург – Поляны работала с 7 февраля 1943 года по 10 марта 1944 года. За это время по ней было проведено более 6 тыс. поездов: 3105 поездов в Ленинград и 3076 – из Ленинграда. Под яростным обстрелом противника железнодорожникам удалось перевезти 4 млн 442 тыс. различных грузов для нужд города и Ленинградского фронта. Погружено и отправлено 150 тыс. вагонов с продовольствием, оружием и боеприпасами. Жителям Ленинграда и его доблестным защитникам было доставлено 630 тыс. тонн продовольствия, 426 тыс. тонн угля, 1,4 млн тонн дров, 725 тыс. тонн торфа.
Вспоминая о подвиге своих коллег, начальник Октябрьской железной дороги (в период 1942-1946 годов) Борис Саламбеков сказал: "В истории войн неизвестны примеры, когда бы одна железнодорожная магистраль, в сущности, лишь небольшая часть ее, при полном отсутствии каких-либо иных коммуникаций смогла пропустить все необходимое такому городу, как Ленинград, и такому фронту, как Ленинградский. Никогда еще железнодорожникам не приходилось решать более сложной задачи", сообщила служба корпоративных коммуникаций ОЖД.
|