Ранее я рассказывал, как на электричке и "Кукушке" добрался до Бежецка через Савёлово и Калязин. Осмотр городов пока оставим за скобками и отправимся обратно, в Москву, но другим путём. Теперь нас ждёт глухая по меркам мегаполисов, но вполне живая и бодрая в сравнении с Савёлкой линия «Сонково - Бологое». Помимо неё - осмотр грандиозного вокзала в главной промежуточной точке между Ленинградом и Москвой и остановка в Твери.
1. К бежецкому вокзалу я подходил с залинейной стороны, заканчивая прогулку по городу. Среди переплетающихся рельс обратил внимание на это здание, находящееся на удалении от пассажирских платформ. Похоже на какой-то типовой вокзальчик, хотя упоминаний о таком я тут не нашёл:
2. Красивый деревянный вокзал Бежецка был уничтожен в войну. Сейчас пассажиров принимает советское здание. Не без затей построено, но несколько тонет в неуместных деталях реконструкций:
3. Поезд неожиданно подали не под устаревшей полугрузовой «Машкой», а под вполне серьёзным ТЭП70. Для двухвагонного состава просто роскошь:
4. Двухсоткилометровый маршрут от Сонково до Бологого поезд преодолевает почти 5 часов. Поездка выходит достаточно тягомотной. От начала до конца не едет никто - пассажиры перемещаются на нём на небольшие расстояния. В Удомле так и вовсе публика сменяется полностью.
5. За счёт мощного локомотива и приличного состояния путей скорости здесь совсем иные, нежели на Савёловской ветке. От Бежецка до Удомли поезд мчится со скоростью экспресса, даже несмотря на частые остановки: они делаются крайне короткими, меньше минуты.
6. Когда большая часть пути остаётся позади, а ехать по расписанию ещё два часа, начинаешь надеяться на досрочное прибытие. Но по каким-то причинам по мере приближения к Бологому поезд едет всё медленнее и медленнее, опуская скорость до уровня савёловской "Кукушки".
7. Частная железная дорога «Рыбинск - Бологое» появилась ещё в 1870-м году и стала первой в собственности влиятельного акционерного общества, сконцентрировавшего в дальнейшем в своих руках огромную по протяжённости сеть дорог на северо-западе России. Она должна была обеспечить выход на Николаевскую магистраль из Рыбинска, последнего судоходного пункта на Волге, откуда в столицы и Европу поставляли золото и нефть того времени - зерно.
8. Именно широтный ход с востока на запад всегда был основным в этих краях, да таким и остался. Савёловская линия, соединившая резервным ходом Москву и Петербург, получилась объединением ряда аппендиксов и ответвлений от разных дорог, и как единый путь не создавалась.
9. Оно заметно и сегодня - на фоне глухой и медленной Савёлки линия «Бологое - Сонково» сверкает наезженными рельсами, удивляет высокими скоростями и обилием грузовых поездов сумасшедшей длины.
10. Даром что ветка однопутная, солидные разъезды тут работают едва ли не через остановку, и на каждом с кем-нибудь да расходимся. Назвать её малодеятельной просто язык не повернётся.
11. Природа в этих краях снова меняется по отношению к тому, что мы видели днём ранее. На стыке Тверской и Новгородской областей она вообще очень красива - своеобразный озёрный край, который иногда обобщённо называют Валдаем.
12. До Удомли он лишь постепенно вступает в свои права красивыми изумрудными лугами да болотными речками, а вот ближе к Бологому пейзажи за окном становятся просто фантастическими.
13. Проезжаем живописный посёлок-райцентр Максатиха. Его деревянные избы словно растворены в сосновом бору, что выглядит очень красиво. Также здесь сохранился деревянный вокзал:
14. А на привокзальной площади - ещё и какие-то старые кирпичные корпуса:
15. От Бежецка до Максатихи в вагоне в гости ехала местная семья, которая, судя по разговорам, вообще в первый раз села в здешний поезд. Удивлялись всему сильнее меня, хотя сами из Бежецка. Неожиданно такое увидеть...
16. В предыдущем рассказе я говорил, что остановки на Савёлке расположены неразумно - не около населенных пунктов, которые поезд в итоге мимо проезжает, а где-нибудь в лесной чащобе. На этой же линии ситуацию исправляют то ли машинисты поездов, то ли местные диспетчера.
17. Поезд несколько раз тормозил не на формальных остановках, расположенных посреди болота, а около деревень. Так было, например, на о.п. «Клевищи» и «150-й км.». Может быть, конечно, они что-то этим и нарушают, зато люди действительно едут на этом поезде, садятся и выходят.
18. На станции Малышево также сохранился дореволюционный вокзал, но здесь уже он не действует, окна давно заколочены:
19. Самое оживлённое и наполненное цивилизацией место на всём пути - это, бесспорно, Удомля. Она вообще выглядит едва ли не наиболее благополучным городом всей области, за исключением, собственно, Твери.
20. Оно и понятно: город атомщиков. Здесь расположена самая близкая к Москве АЭС - Калининская, градирни которой хорошо видны из окна поезда. Работа и деньги здесь будут ещё долго.
21. По потокам пассажиров становится понятно, что у многих удомельцев есть дачи по этой ветке, благо что места тут очень красивые. И поезд этот в окрестностях Удомли неожиданно для москвича, уехавшего на четыре сотни километров от дома, становится знакомо дачным по духу.
22. Пересекаем реку Мсту. Обожаю её. В разных точках она выглядит совершенно по-разному, но всегда неизменно очень красиво:
23. Ещё один старый вокзал - на станции Мста, в большом одноимённом посёлке:
24. Участок линии между Мстой и Бологим проходит по глухим болотам. Не по заболоченным поймам рек, по которым мы ехали от Савёлово до Сонково (хотя мне бы и их хватило увязнуть), а по настоящим без пяти минут таёжным болотам на десятки километров вокруг. На карте их отлично видно - давным-давно здесь стоял ледник, оставив после себя сотни озёр, объединённых топями.
25. Хорошо видно, как автодорога огибает эти болота огромным крюком. Как в царское время умудрились тут железную дорогу проложить напрямки, если даже "кровавый советский режим" не рискнул бросить на стройку автотрассы через топи сотни людей? А ведь дорога эта не абы какая. Это эвакуационная трасса той самой Калининской АЭС.
26. В зоне болот вообще нет нормальных автодорог. Только зимники, летом проезжие дай бог если на тракторах. Переезды встречаются такие:
27. Поездка по этому участку - неплохой опыт для городского жителя, этакое сафари. Где ещё можно сидя в относительном комфорте увидеть вживую настоящее глухое болото?
28. Но оно умудряется нарушить комфорт и для сидящих в вагоне. При проезде этого участка даже в приоткрытые форточки в салон залетает ощутимое количество мошкары.
29. В этой болотистой местности и остановки есть. Самая суровая - с говорящим названием «Брусничное». Просто остановка посреди болота, без единой дороги или населённого пункта рядом. Очевидно, здесь сходят, чтобы собирать вкусные ягоды.
30. Если посреди болот мы останавливались для сбора ягод, то у озера, вполне логично, - ради рыбной ловли. На о.п. "Кафтинское озеро" поезд тормозит прямо на насыпи у моста. Слева и справа - вода и одна узенькая платформа. Не хуже московских «Воробьёвых гор».
31. Как ни странно, эта остановка оказалась одной из самых оживлённых на пути - толпа характерного вида людей в непромокаемых камуфляжных куртках и с удочками сильно уплотнила вагонное пространство.
32. Прибываем в Бологое. Несмотря на стандартную для такого города численность населения, по площади он несоизмеримо велик. Видимо, за счёт обилия воды в городской черте и обширных частных окраин. Вода, озёра и болота - вообще визитная карточка этих мест. И Бологое, центр которого вытянут вдоль узкого изогнутого озера, могло бы быть интереснейшим городом, кабы не царящая в нём разруха. Но даже так что-то очень характерное и своеобычное в нём есть. Надеюсь добраться сюда для детального осмотра.
33. Станция Бологое на полпути между двумя столицами ожидаемо поражает размахом и суетой. Наш двухвагонный составчик, прибывший на какую-то дальнюю периферийную платформу, смотрится здесь словно сельский житель среди небоскрёбов мегаполиса:
34. Над бесчисленным количеством путей перекинут длиннющий пешеходный мост. Чтобы добраться до главных платформ станции мне предстояло пройти его почти целиком:
35. Если когда-нибудь запустят какие-то новые поезда для таких глухих веток (допустим, модификацию РА-2 сделают), то назвать их официально нужно «Кукушками», в продолжение птичьей темы «Сапсанов», «Ласточек», «Стрижей» и «Иволг». И тренд бы соблюли, и традиции поддержали.
36. В Бологом, в общем-то, основная часть моего путешествия должна была закончиться. Я планировал сесть на «Сапсан», столь удобно останавливающийся здесь вскоре после прибытия моей «Кукушки», и уехать в Москву. Но совершенно неожиданно билеты на «Сапсан» из Бологого можно было купить только в бизнес-класс, хотя от Твери до Москвы свободных мест в нём было полно.
37. Вот и пришлось мне из Бологого до Твери ехать на скором поезде «Мурманск-Адлер». Можно было на нём уже и до столицы доехать, но тогда бы я прибыл в час ночи, а «Сапсан» в итоге приходит почти на полтора часа раньше.
38. Вокзал станции Бологое - неплохо сохранившийся типовой проект Николаевской магистрали. Похожие есть в Клину и Твери (будет в конце поста):
39. Вокзал островной, в город можно попасть только по показанному выше мосту. На перроне нашлось как минимум два памятника. Обязательный паровоз:
40. И памятник железнодорожникам бологовского узла, погибшим на трудовом посту:
41. Пролетаем Вышний Волочёк. С железной дороги даже ничего смотрится, похож на приличный город. Вспоминаю, как там есть на самом деле, и даже не верится:
42. Поезд "Мурманск-Адлер" оказался удивительно неплох, хоть он и не имеет фирменного статуса. В плацкартном вагоне был биотуалет и кондиционер. Скорость он хорошую набирал, несмотря на сумасшедшую длину. На нём прибыли в Тверь:
43. Про этот горячо любимый мною город я писал в своё время подробную серию постов. Но даже получасовая пересадка без выхода со станции подарила мне долю новых впечатлений. Например, на привокзальной площади за эти годы построили внушительный храм Александра Невского:
44. А вот и вокзал Твери, построенный вместе с самой железной дорогой по одному проекту с бологовским. В моих постах про Тверь его также не было - просто на островной перрон без билета не выйдешь. Теперь восполняю:
45. Позабавила организация досмотра на «Сапсан» в Твери. Отдельной платформы для него тут нет, так что за полчаса до его прибытия часть одного из перронов перекрывается вручную с помощью металлических ограждений. На самом деле, «Сапсан» прибыл ровно на тот же путь, где останавливался мой скорый "Мурманск - Адлер". Чтобы сесть на «Сапсан» мне пришлось выйти за ограждения и попасть обратно на ту же платформу через будку досмотра.
46. Памятник Калинину на перроне. Его в моих постах тоже не было:
47. И вот наконец прибывает мой «Сапсан», который останавливался в Бологом, но меня там брать отказался. Свободных мест в нём было достаточно много. Что это за странности с билетами от Бологого я так и не понял. Удивительно, но в «Сапсане» я ехал впервые. До него я уже опробовал «Стрижа», китайские скоростные поезда и тем более «Ласточки». Сапсан показался один-в-один как китайский поезд, но едет медленнее. Но это скорее из-за путей, нежели из-за состава. Даже расслабляющая музыка в салоне звучит похожая...
На улице стемнело почти сразу, как поезд отъехал от Твери. Надо отдать должное, поездка на «Сапсане» оказалась быстрой и комфортной. Даже Wi-Fi не нужен - на всём протяжении Октябрьской магистрали отлично ловит 3g, несмотря на скорость выше 200 км/ч. Контраст с глухими ветками Тверской области разительный. И тем не менее я рад, что они существуют и движение по ним есть. Всё-таки железные дороги - это скелет нашей страны. Надеюсь когда-нибудь я смогу уехать в Савёловские дебри и дальше...
|